Титульный бой юфс

Конфликт

Оскар Арнульфо Ромеро был назначен архиепископом Сан-Сальвадора 23 февраля 1977 года. Он считался представителем консервативных католических кругов, придерживался правых взглядов, ориентировался на Опус Деи. В то же время Ромеро отличался повышенным вниманием к вопросам социальной справедливости, выступал за помощь малоимущим и позитивно высказывался о теологии освобождения — оговариваясь при этом, что имеет в виду не марксистскую версию этого учения, а взгляды Павла VI.

При этом главными объектами критики Ромеро являлись правительственные и ультраправые силы. Такая позиция архиепископа была связана, в частности, с сильными левыми настроениями в сальвадорской католической церкви. Близким другом Оскара Ромеро был священник-иезуит Рутилио Гранде, приверженец «теологии освобождения». Он и его сторонники в своих проповедях выступали с левых позиций, что приводило к преследованиям со стороны эскадронов смерти. Крайне правые рассматривали католических клириков как пособников коммунизма. Ими был выдвинут лозунг ¡Se patriota, mata a un cura! — Будь патриотом, убей священника! и требование изгнать из страны всех иезуитов. 12 марта 1977 Рутилио Гранде был убит боевиками Союза белых воинов (UGB). 20 января 1979 военные расстреляли священника Октавио Ортиса, незадолго до того рукоположенного архиепископом. Угрожающие послания от UGB и других «эскадронов» (иногда с изображением свастики) получал и сам Ромеро.

В мае 1979 года Ромеро посетил Ватикан, встретился с Папой Иоанном Павлом II и пытался убедить его присоединиться к протестам против политических убийств в Сальвадоре. Однако убеждённый антикоммунист Иоанн Павел II холодно принял архиепископа. Он отказался изучать доставленные материалы, заметил, что Октавио Ортис действительно являлся «коммунистическим мятежником» и посоветовал «искать христианского подвига в сотрудничестве с правительством».

15 октября 1979 в Сальвадоре произошёл государственный переворот. К власти пришла военно-гражданская Революционная правительственная хунта, объявившая программу реформ. Первоначально Ромеро возлагал большие надежды на новые власти страны. Однако в Сальвадоре началась гражданская война между правительством хунты, прокоммунистическими партизанами и ультраправыми «эскадронами смерти». В правительстве и военном командовании стали брать верх сторонники жёсткой линии.

В своих проповедях и иных публичных речах Оскар Арнульфо Ромеро призывал к прекращению насилия. По радио и в печати он говорил о жестоких расправах и обличал убийц. Смелые выступления архиепископа снискали ему массовую поддержку, сам он приобрёл широкую популярность в стране. При этом практически все факты, оглашаемые Ромеро, касались действий правительственных войск и ультраправых «эскадронов», но не левых повстанцев.

Архиепископ Ромеро направил письмо президенту США Джимми Картеру с призывом прекратить военное снабжение Сальвадора. Он рассчитывал на поддержку американской администрации в силу кампании в защиту прав человека. На его стороне был посол США в Сальвадоре Роберт Уайт. Однако практических последствий обращение не имело.

В проповеди 23 марта 1980 архиепископ Ромеро обратился к солдатам правительственных войск и призвал их во имя христианского долга и собственной совести не выполнять приказы командования, нарушающие заповедь «не убий». Харктерно, что Ромеро обращался именно к военнослужащим, а не к боевикам, будь то левые партизаны или правые «эскадроны смерти» — в этом смысле он по-своему выполнял указание Папы вести диалог с правительством. Впоследствии эта проповедь рассматривалась как своего рода завещание архиепископа.

Правые круги рассматривали Ромеро как влиятельного и опасного политического противника. Его проповеди понимались как создание нужных коммунистам настроений в массах. Вырисовывалась перспектива левоориентированного католического движения, союзного марксистским партизанам. На фоне такой опасности вызрело решение о физической ликвидации архиепископа Ромеро.

Убийство

Подготовка

Отношения между правящей хунтой и ультраправым Национальным широким фронтом (FAN, политическое крыло «эскадронов смерти») были сложными и во многом враждебными. Инициативу проявило «связующее звено» — т. н. «Группа Майами» — несколько правых интеллектуалов во главе с редактором популярной газеты El Diario de Hoy Энрике Альтамирано Мадрисом. Финансирование выделил агробизнесмен Эдуардо Лемус О’Бирн.

Вопрос решался фактически на международном уровне: инициатива была одобрена ВАКЛ через председателя сальвадорского отделения Лиги Адольфо Куэльяра. Реализация проекта была предложена председателю FAN командиру «эскадронов смерти» майору Роберто д’Обюссону. План убийства получил название Operación Piña — Операция Ананас.

Майор д’Обюссон, отставной офицер Национальной гвардии и военной разведки, был ультраправым антикоммунистом и антиклерикалом, организатором «эскадронов смерти», основателем UGB и FAN. Признанный лидер сальвадорского правого радикализма относился к Ромеро с яростной ненавистью и, разумеется, поддержал идею «Группы Майами». Организовать и провести операцию он приказал своим ближайшим соратникам — армейскому капитану Эдуардо Альфонсо Авиле, капитану авиации Альваро Рафаэлю Саравии, вожаку «эскадрона смерти» FAR Эктору Антонио Регаладо. Активное участие принимал капитан Марио Эрнесто Молина, сын бывшего президента Сальвадора полковника Артуро Армандо Молины — именно через него была установлена связь «Группа Майами» c д’Обюссоном. Все они были известны крайне правыми взглядами, жёстким антикоммунизмом, враждебностью к священникам, решительностью и особой жестокостью (Саравия и Регаладо считались в этом плане патологическими личностями).

Авила и Регаладо осуществляли общее руководство, Саравия — оперативную координацию. При этом Авила отвечал за вооружение, Регаладо и Саравия — за логистику операции. Молина подобрал стрелка-исполнителя — сержанта Нацгвардии Марино Самайора Акосту. Страховал его Вальтер Антонио Альварес. Доставлял на место и увозил с места Антонио Амадо Гарай, шофёр капитана Саравии. Все кандидатуры происходили из «эскадронов» и были согласованы с д’Обюссоном. В качестве «запасной бригады» выступали боевики «эскадрона смерти» Габриэль Монтенегро и Фернандо Сагрера — ближайший друг майора д’Обюссона, участник всех его теневых операций.

Таким образом, в операции совместились идеологический фанатизм д’Обюссона и его неофашистов (типа Авилы и Регаладо), политические расчёты консерваторов Альтамирано Мадриса и элементарное стремление заработать деньги, характерное для рядовых исполнителей из группы Саравии.

Исполнение

9 марта 1980 в сан-сальвадорской Базилике Саградо Корасон де Хесус было обнаружено взрывное устройство. Несколько часов спустя Оскар Ромеро собирался выступить там на заупокойной службе в память генерального прокурора Марио Заморы Риваса, убитого ультраправыми боевиками. Стала очевидной подготовка теракта против архиепископа. Однако полицейское расследование велось без особой активности.

Окончательный приказ отдал 23 марта капитан Авила после консультации с майором д’Обюссоном. Ускорить операцию было решено после проповеди, обращённой к солдатам. Саравия и Регаладо приступили к решающей подготовке. К операции были привлечены Акоста, Гарай и Альварес.

Последним днём жизни Оскара Арнульфо Ромеро стало 24 марта 1980 года. Утром архиепископ встретился с группой священников — членов Опус Деи. Вместе они изучали недавно оглашённые акты Иоанна Павла II. Затем Ромеро провёл некоторое время со своим исповедником-иезуитом. Примерно к половине шестого вечера архиепископ прибыл в часовню при больнице Божественного провидения и начал служить мессу. На этот раз проповедь не носила политического характера, выдерживалась в тональности семейных ценностей и была посвящена памяти Сары Меарди де Пинто — матери известного сальвадорского журналиста Хорхе Пинто. Жизнь Доньи Сариты архиепископ считал примером христианского милосердия и достоинства.

Убийство произошло около 18:30 по местному времени прямо во время мессы. У здания часовни остановился красный Volkswagen Passat. За рулём сидел Гарай. Из машины вышел Акоста и произвёл выстрел из винтовки швейцарского производства. Пуля попала Ромеро в область сердца, архиепископ упал рядом с алтарём. Его быстро доставили в больницу, но примерно через двадцать минут Оскар Арнульфо Ромеро скончался.

Убийца тут же уехал на той же машине. На белом Dodge Акосту и Гарая страховали Монтенегро и Сагрера, невдалеке находился Альварес. Контролировали всю ситуацию Саравия и Регаладо. Местопребывание д’Обюссона в момент убийства точно не установлено. Через несколько часов Саравия принял отчёт Акосты и проинформировал д’Обюссона о выполнении задания.

Убийца Акоста получил за выполненное задание сумму, эквивалентную 114 долларам. Остальные участники получили (через Альвареса и Саравию) 1000 колонов.

Заупокойная месса и похороны Оскара Ромеро 30 марта 1980 собрали 250 тысяч человек. Эта демонстрация оказалась крупнейшей в истории Сальвадора и одной из крупнейших в истории Латинской Америки. В сальвадорской столице произошли вооружённые столкновения: ультраправые атаковали пришедших проститься с Ромеро — взорвали несколько бомб, устроили стрельбу. Погибли десятки людей. Символичным оказалось, что начало атаки совпало с поминальной речью кардинала Эрнесто Коррипио Аумады, представлявшего Папу Римского.

Последствия

Гибель Оскара Арнульфо Ромеро нанесла сильный удар по той части левых сил, которые предпочитали мирный протест под эгидой католической церкви. Потеря бесспорного духовного лидера, обладавшего огромной популярностью, ничем не могла быть восполнена. Организационно-политическая консолидация этих сил не состоялась. Христианско-демократическая партия (ХДП) поддерживала правительственную хунту. В этом смысле теракт достиг поставленной цели.

Убийство архиепископа обозначило важный психологический рубеж. Бои, расправы, теракты вышли на новый ужесточённый виток. Стало ясно, что в гражданской войне принят на вооружение принцип «кто не с нами, тот против нас» — никакие особенности взглядов, как и высокий общественный статус, не будут приниматься во внимание. Майор д’Обюссон и его сторонники доказали, что в своей войне на уничтожение марксизма не остановятся ни перед чем. Одновременно им удалось «повязать» правительство хунты косвенной причастностью к убийству. Политические позиции д’Обюссона и его авторитет в правых кругах сильно укрепились.

7 мая 1980 Роберто д’Обюссон с группой ближайших соратников был арестован на ферме Сан-Луис (близ Санта-Теклы) по подозрению в убийстве Ромеро и подготовке государственного переворота. Среди арестованных были Эдуардо Альфонсо Авила, Альваро Рафаэль Саравия, Антонио Амадо Гарай, майор Роберто Маурисо Штабен, майор Хорхе Адальберто Крус (будущий командир батальона «Рональд Рейган»), плантатор-предприниматель Рикардо Вальдивьесо (главный политический консультант д’Обюссона). В изъятых документах были обнаружены тексты, содержащие прямые улики по делу об убийстве. Однако активисты FAN организовали уличные акции в поддержку своего лидера, «эскадроны смерти» грозили новой волной терактов. Власти не решились привлечь ультраправых к ответственности и вынуждены были освободить их.

В октябре 1980 года марксистские партизанские движения объединились в единый ФНОФМ. В сентябре 1981 д’Обюссон и его сторонники создали ультраправую партию АРЕНА. Новая американская администрация Рональда Рейгана активно включилась в сальвадорский конфликт на стороне правительства. В гражданской войне произошла консолидация и резкая поляризация политических сил. Спираль насилия продолжала неостановимо раскручиваться.

Убийство архиепископа Ромеро активно использовалось в военной пропаганде всех сторон. ФНОФМ обвинял власти и «эскадроны», не проводя между ними различия. Правые силы, вопреки всей очевидности, настаивали на версии «провокации левых» — подобно убийству Педро Хоакина Чаморро в Никарагуа, которое способствовало массовым протестам и приблизило победу Сандинистской революции. Майор д’Обюссон организовал телевизионное выступление некого Педро Лобо, назвавшегося партизаном ФНОФМ — он признался в соучастии в убийстве Ромеро. Однако эти показания не были восприняты как достоверные

Гибель Оскара Арнульфо Ромеро рассматривается как один из самых трагических эпизодов глобальной Холодной войны.

Расследование

Следствие по делу было начато через три часа после убийства Оскара Арнульфо Ромеро. На место его гибели прибыли сотрудники полиции Хулио Моралес, Лазаро Морено и Марио Мерино. Первичную информацию, позволившую воссоздать картину преступления, предоставил случайно находившийся на месте событий Педро Энрикес Лемус — в то время 13-летний мальчик. Впоследствии он стал священником часовни, в которой погиб Ромеро.

В 1984 году президентом Сальвадора был избран Хосе Наполеон Дуарте — сторонник реформ в духе первоначальных деклараций хунты. Новое правительство инициировало расследование убийства архиепископа Ромеро. В 1987 были арестованы несколько офицеров из ближайшего окружения Роберто д’Обюссона — Эдуардо Альфонсо Авила, Альваро Рафаэль Саравия, Роберто Маурисио Штабен, Исидро Лопес Сибриан, Марио Денис Моран. Президент Дуарте публично обвинил в убийстве и самого д’Обюссона. Важными основаниями вновь являлись документы, изъятые во время обыска на ферме Сан-Луис.

Однако все арестованные вскоре были освобождены. Видный деятель ХДП Хосе Антонио Моралес Эрлих объяснил это сильными позициями АРЕНА в судебной системе Сальвадора. Майор д’Обюссон, которого не решились даже задержать и допросить, назвал обвинение «клеветой коммунистов и ЦРУ» (его отношения с американцами были очень сложны и временами открыто враждебны). Основное преследование перенеслось на Эктора Антонио Регаладо — не являвшегося армейским офицером и обладавшего откровенно криминальной репутацией. Однако Регаладо эмигрировал в Гватемалу.

Тем не менее, расследование продолжалось. После окончания гражданской войны в Сальвадоре была создана специальная Комиссия по установлению истины, собравшая большой объём материалов. В частности, комиссия установила роль Саравии как организатора и Акосты как непосредственного убийцы.

Судебное преследование участников убийства было начато в США, куда успели перебраться некоторые из них — по тем или иным причинам порвавшие с д’Обюссоном и его группой. Подробные показания дали американскому суду Альваро Рафаэль Саравия и Антонио Амадо Гарай. В 2004 году суд признал Альваро Рафаэля Саравию виновным в подготовке и участии в убийстве Ромеро и обязал выплатить 10 миллионов долларов. В Сальвадоре судебных процессов по этому делу не проводилось, к ответственности не привлечён никто.

Судьбы

Роберто д’Обюссон более десятилетия возглавлял партию АРЕНА, занимал пост председателя Конституционной ассамблеи Сальвадора, дважды неудачно баллотировался в президенты. Являлся лидером правых сил Сальвадора. Скончался в 1992 году, сразу после окончания гражданской войны.

Партия АРЕНА не признаёт ответственности своего основателя за убийство архиепископа Ромеро. Сын майора Роберто д’Обюссон-младший высказывает симпатии к убитому и называет его образ «принадлежностью всех сальвадорцев».

Эдуардо Альфонсо Авила оставался ближайшим сподвижником д’Обюссона, активным участником гражданской войны. Убит при невыясненных обстоятельствах в 1994. Его родственник Родриго Авила — видный деятель АРЕНА. В 1981 году был обнаружен труп Вальтера Альвареса. Всего при невыясненных обстоятельствах в Сальвадоре, США и Гватемале погибли пятеро причастных к делу. Адольфо Куэльяр убит в перестрелке с партизанами ФНОФМ в 1981 году.

Энрике Альтамирано Мадрис остаётся владельцем и редактором своей газеты. Именно он и другие члены «Группы Майами» вызывают особенно сильное отторжение в связи с убийством Ромеро.

Альваро Рафаэль Саравия и Антонио Амадо Гарай проживают в США под программой защиты свидетелей. Саравия занимается сельскохозяйственным бизнесом. Фернандо Сагрера поддерживает с ним дружеские отношения. Габриэль Монтенегро также живёт в США.

Эктор Антонио Регаладо оставался вожаком «эскадронов смерти», начальником охраны д’Обюссона и службы безопасности Конституционной ассамблеи. Был период, когда именно он считался непосредственным исполнителем убийства Ромеро, однако эта версия, основанная на показаниях Гарая, опровергнута Саравией. После окончания гражданской войны проживает в Гватемале. Выступает с политическими заявлениями, вчиняет иски за утверждения о его причастности к убийству Ромеро. В отличие от раскаявшегося Саравии, Регаладо не отступил от прежних позиций.

Фернандо Сагрера, как и прежде, остаётся в тени, крайне редко общается с прессой. В этих редких случаях он, на правах ближайшего друга, категорически отрицает причастность майора д’Обюссона к убийству.

Судьба Марио Молины неизвестна, он считается пропавшим без вести во время гражданской войны. Марино Акоста одно время руководил секьюрити министерства юстиции, затем его след также затерялся.

Ромеро, Оскар Арнульфо

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ромеро.

Оскар Арнульфо Ромеро
Óscar Arnulfo Romero
Архиепископ Сан-Сальвадорский
22 февраля 1977 года — 24 марта 1980 года
Церковь Римско-католическая церковь
Предшественник архиепископ Луис Чавес-и-Гонсалес
Преемник архиепископ Артуро Ривера Дамас
Рождение 15 августа 1917

  • Сьюдад Барриос, Сан-Мигель, Сальвадор
Смерть 24 марта 1980 (62 года)

  • Сан-Сальвадор, Сальвадор
Принятие священного сана 4 апреля 1942
Епископская хиротония 23 февраля 1977
День памяти 24 марта
Автограф
Оскар Арнульфо Ромеро на Викискладе

Часть серии статей о христианстве

Социальное христианство

Основные представители

Организации

Ключевые концепции

Ключевые документы

  • Rerum Novarum (1891)
  • Princeton Stone Lectures (1898)
  • Populorum Progressio (1967)
  • Centesimus Annus (1991)
  • Caritas in Veritate (2009)

Портал:Христианство

О́скар Арну́льфо Роме́ро-и-Гальда́мес (исп. Óscar Arnulfo Romero y Galdámez, монсеньор Ромеро, 15 августа 1917, Сьюдад-Барриос — 24 марта 1980, Сан-Сальвадор) — четвёртый архиепископ Сан-Сальвадорский, застреленный правыми боевиками во время проведения службы, правозащитник. Беатифицирован Католической церковью в 2015 году. Канонизирован Католической Церковью 14 октября 2018 года вместе с Папой Павлом VI.

Ранние годы

Ординация священству (Рим, 4 апреля 1942 года)

Оскар Ромеро родился 15 августа 1917 года в многодетной семье телеграфиста Сантоса Ромеро и Гуадалупе де Хесус Гальдамес. Мальчик отличался слабым здоровьем и рос молчаливым и замкнутым.

Закончив три класса государственной школы, где ему хорошо давались гуманитарные предметы и математика, продолжал обучение с преподавателем Анитой Иглесиас, пока ему не исполнилось двенадцать или тринадцать лет. Всё это время отец учил Оскара плотницкому делу, которое, как предполагалось, станет его профессией.

Ромеро с детства любил бывать в церкви. 4 апреля 1942 года в Риме был рукоположен в священники и задержался в Италии, чтобы получить докторскую степень по аскетической теологии. В 1943 году, не закончив работы над диссертацией, он был вызван на родину, куда и отправился с другом и также священником отцом Вальядаресом. На пути в Сальвадор они останавливались в Испании времён Франко и на Кубе, где их задержала полиция и поместила в лагерь для интернированных, так как они прибыли из фашистской Италии. После нескольких месяцев в тюрьме отец Вальядарес заболел, и обоих священников перевели в больницу. После этого им позволили вернуться домой.

Архиепископство

Папа Павел VI и Оскар Ромеро (1978)

В 1970 году Ромеро был назначен вспомогательным епископом Сан-Сальвадора, что вызвало некоторое недовольство со стороны более прогрессивной части сальвадорских священников. В декабре 1975-го принял назначение епископом епархии Сантьяго-де-Мария.

23 февраля 1977 года Ромеро стал архиепископом Сан-Сальвадора.

12 марта неизвестными в военной форме был расстрелян друг Ромеро, священник-иезуит прогрессивного толка Рутилио Гранде, организатор христианских низовых общин среди беднейших крестьян. Его смерть оказала глубокое влияние на Ромеро, который позднее сказал: «Глядя на мёртвого Рутилио, я подумал: „Если его убили за то, что он делал, значит, моя очередь идти по этому же пути“». Ромеро призывал правительство во главе с Артуро Армандо Молиной расследовать обстоятельства смерти друга, но его требование проигнорировали. В прессе началась кампания против «священников третьего мира», которых объявили виновными в разжигании ненависти и классовой борьбы. Ромеро превратился «из союзника олигархии в красноречивого представителя бедноты».

С невиданным ранее радикализмом он выступал против бедности, социального неравенства, убийств и пыток, что сделало его известным и за пределами страны. В феврале 1980 года ему было присвоено звание почётного доктора Католического университета города Лёвен. Во время поездки в Европу Ромеро встретился с папой Иоанном Павлом II и выразил озабоченность тем, что происходит в его стране.

В 1979 году в Сальвадоре пришла к власти Революционная правительственная хунта. В адрес Ромеро почти ежедневно стали поступать угрозы. Он выступил с осуждением США за оказание военной помощи новому правительству и в феврале 1980 года написал Джимми Картеру о том, что увеличение военной помощи со стороны США «обострит несправедливость и репрессии», направленные против людей, которые зачастую борются за элементарные человеческие права. Правительство США, не желая, чтобы Сальвадор стал вторым Никарагуа, никак не отозвалось на увещевания архиепископа, хотя посол Роберт Уайт — католик по исповеданию и либерал по убеждениям — был его личным другом и оказывал морально-политическую поддержку.

Убийство и похороны

Основная статья: Убийство Оскара РомероБюст Оскара Ромеро

24 марта 1980 года, во время богослужения в часовне больницы «Божественного провидения», архиепископ Ромеро был убит выстрелом в сердце из винтовки. Убийство было совершено на следующий день после проповеди, в которой он призвал сальвадорских солдат как богобоязненных христиан прекратить насилие и нарушения прав человека. Как следует из аудиозаписи мессы, он был убит в то время, когда держал Святые Дары. После выстрела его кровь залила алтарь.

Вероятно, Ромеро погиб от рук правых эскадронов смерти. Это мнение подтверждает официальный доклад ООН 1993 года, где говорится, что приказ об убийстве отдал Роберто д’Обюссон — основатель и лидер Союза белых воинов (именно эта группировка вела кампанию террора против священников и иезуитов) и Националистического республиканского альянса (АРЕНА), неофашист и организатор эскадронов смерти. В качестве организатора был определён Эктор Антонио Регаладо — основатель «эскадрона смерти» FAR, отличавшегося особой жестокостью. Непосредственным исполнителем убийства считается сержант Национальной гвардии Марино Самайор Акоста. Однако эти обвинения формально носят характер версий и подозрений, поскольку судебного вердикта так и не было вынесено.

В 2004 году суд США по иску правозащитной организации «Центр правосудия и ответственности» (en:Center for Justice and Accountability) признал Альваро Рафаэля Саравию — подчинённого Регаладо и активного участника «эскадронов смерти», виновным в подготовке и участии в убийстве архиепископа Ромеро. По решению суда, Саравия должен выплатить 10 миллионов долларов за внесудебные убийства и преступления против человечности (Doe v. Rafael Saravia, 348 °F. Supp. 2d 1112. E.D. Cal. 2004).

Прах Ромеро покоится в кафедральном соборе Сан-Сальвадора. На состоявшейся 30 марта 1980 года заупокойной службе присутствовало более 250 тысяч человек из разных стран мира. Священник-иезуит и антивоенный активист Джон Дир сказал: «Похороны Ромеро были крупнейшей демонстрацией в истории Сальвадора, а кое-кто говорит, что и в истории Латинской Америки».

Во время церемонии на площади перед собором взорвалась бомба, после чего раздались выстрелы. В начавшейся панике погибли несколько десятков человек. Убийство Ромеро стало прологом к гражданской войне в Сальвадоре, в которой правительству и эскадронам смерти противостоял леворадикальный Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти. Сам покойный Оскар Ромеро высказывался о своих надеждах на будущее Сальвадора следующим образом: «Силы олигархии, возможно, даже одержат кратковременную победу, однако наш народ заявит о себе и рано или поздно победит. Новое общество грядет, и его время наступит. В сердце сальвадорского народа всегда должно гореть пламя социальной справедливости».

Оскар Ромеро

На протяжении многих лет процесс беатификации Оскара Ромеро тормозился консервативными кругами Ватикана, которые считали его разделявшим марксистские взгляды. Однако в августе 2014 года папа римский Франциск официально разрешил начать процесс беатификации и выразил надежду, что беатификация пройдёт быстро. 3 февраля 2015 года Папа Франциск признал мученичество Оскара Ромеро.

Статуи мучеников XX века на западном фасаде Вестминстерского аббатства: Максимилиан Кольбе, Манче Масемола, Джанани Лувум, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, Мартин Лютер Кинг, Оскар Ромеро, Дитрих Бонхёффер, Эстер Джон, Лусиан Тапиеди и Ван Чжимин

Оскар Ромеро был беатифицирован 23 мая 2015 года в Сан-Сальвадоре. На мессе беатификации, которую возглавил кардинал Анджело Амато присутствовало около 250 тысяч человек. Наконец 14 октября 2018 года Оскар Ромеро был канонизирован папой римским Франциском при стечении огромного количества христиан. В богослужении использовались элементы облачения Папы Павла VI, а также представлены для поклонения реликвии, связанные с жизнью новоканонизированных святых.

С 1999 года в Сальвадоре действует общественная организация Fundación Monseñor Romero — Фонд Ромеро. Возглавляет эту структуру Мариса д’Обюссон де Мартинес — младшая сестра майора д’Обюссона. Мариса Мартинес всю жизнь является убеждённой сторонницей архиепископа Ромеро и его идей.

Примечания

  1. Maria Lopez Vigil, Piezas para un retrato. UCA Editores, 1995. стр. 149
  2. oscar romero of el salvador: informal adult education in a context of violence
  3. Beirne, C. (1985) ‘Jesuit Education for Justice: The Colegio in El Salvador, 1968—1984’ in Harvard Educational Review v55 n.1 pg 1-19 Feb.
  4. М. Л. Вихиль. Рассказ о встрече архиепископа Сан-Сальвадора Оскара Арнульфо Ромеро с Папой Римским Иоанном Павлом II
  5. Текст письма Архивная копия от 5 февраля 2011 на Wayback Machine (англ.)
  6. DEATH & LIES IN EL SALVADOR. The ambassador’s tale
  7. Александр Моисеев. «И глаза матерей, уставшие плакать» (рус.) // Работница : журнал. — М., 1987. — Март (№ 3). — С. 22—23. — ISSN 0131-8047.
  8. EL SALVADOR SAYS COURT RULING SHUTS CASE IN KILLING OF ARCHBISHOP ROMERO
  9. Kenneth L. Woodward. Making Saints: How The Catholic Church Determines Who Becomes A Saint, Who Doesn’T, And Why / Touchstone, 1996.
  10. El Papa activa la beatificación de un obispo de El Salvador
  11. Дерюгин С. В. Месса, оборванная пулей // сб.: Атеистические чтения. Вып. 20. — М., «Политиздат», 1991.
  12. Ватикан разрешил беатификацию архиепископа-марксиста.
  13. Папа Франциск признал архиепископа Оскара Ромеро мучеником (04.02.2015).
  14. Oscar Romero beatification draws huge El Salvador crowds

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *