Секрет майка тайсона

Я уже разбирал технику бокса Владимира Кличко. Пора провести разбор боевых навыков Майка Тайсона, благо, этот боксер мне кажется очень интересным, и, что самое главное, я могу эмулировать его технику (на своем, любительском уровне, разумеется).
Итак, самое главное, основополагающий критерий для тайсоновского стиля — сила удара невысокий для своего веса рост. Точнее, важен не сколько рост, сколько разница в росте между боксером и его оппонентом. Если разница невелика, или отсутствует, о тайсоновской манере можно забыть. Конечно, кое-какие приемчики всегда можно позаимствовать, но полноценный, завершенный стиль возможен только, если боксер — компактный крепыш в своей весовой категории. Рост Тайсона — 178 сантиметров при весе за сотку, просто хоббит по меркам супертяжеловесов. Требование аномально невысокого роста, на мой взгляд, основная причина, почему боксеры «а-ля Тайсон» встречаются очень редко. Компактные боксеры просто предпочитают переходить в более легкий вес, где где их габариты становятся средними.
Если же, не дай бог, вы — долговязая костлявая колбаса, старательное копирование манеры Тайсона вам не только не поможет, но и будет напрямую опасной и, практически гарантировано, приведет к нокауту, по причинам, которые изложу ниже.
Итак, разберем по пунктам особенность стиля Тайсона.
1. Скорость.
Именно скорость, а не сила, на мой взгляд — ключевой фактор, позволявший Тайсону играючи выносить кучу топовых боксеров в период своего пика. Откуда берется чудовищная скорость? Природные данные. За счет компактного роста. Это элементарная механика, основанная на рычагах. Долговязые имеет более длинные «плечи» рычагов, соответственно, инерция, действующие на их тело, сильнее, а значит, увеличивает шанс разрыва сухожилий и связок. Длинную палку сломать легче, чем короткую. Тайсон движется, как средневес, потому что у него размеры средневеса.
2. Неуловимость
Тайсон не просто быстрый, он неуловимый. Это позволяет ему не просто надавать по мордасам, но и самому не получить. Неуловимость, к слову, самое ценимое Тайсоном качество своего стиля. За счет чего по нему нельзя попасть? Природные данные Потому что у него очень маленький рост. Противникам приходится работать по неудобным им траекториям, бить сверху вниз, от чего часть их мышц не задействуется. Удар получается медленнее и слабее. Знаменитая раскачка Тайсона работает по той же самой причине, он низкий, поэтому он не уклоняется влево-вправо, в влево-вправо вниз, уходя из зоны удара противника. Ему, на самом деле, не нужно делать полноценные уклоны, он настолько невысок, что может делать полууклоны, и они будут работать.
Тактика работы в низкой стойке против Тайсона не подходит, потому что в случае Тайсона нужно идти не просто на низкую, а на супернизкую стойку, загружающие ноги и совершенно некомфортную для высоких боксеров.
3. Стойка
Тайсон работает в так называемой пикабу-стойке, когда перчатки плотно прижимаются к голове и телу. Вообще эта стойка считается неагрессивной, боксер все время находится в позиции защиты, ему трудно пробивать встречные удары, ему приходится принимать на блок, а потом отвечать. Высокая защита компенсируется пониженной агрессией. Но Тайсон — полная противоположность неагрессивности. Почему так? Природные данные. Малый рост. Поскольку ему всегда нужно бить снизу в верх, положение рук «в стакане» — вполне естественная траектория для начала удара. Начала удара не так заметно, как у боксера высокого роста. Коронные удары Тайсона — хуки и кроссы, которые очень удобно пробивать из пикабу стойки «вверх».

Пикабу стойка позволяет Тайсону подстраховать себя от встречных ударов, для него это жизненно важно, потому что он очень сильно двигает корпусом, и может «насадить» себя на удар.
4. Работа ног
Работа ног Тайсона — секрет силы его ударов. Тайсон, как и многие нокаутеры, бьет ногами. У него огромные, раскаченные бедра. При ударе он совершает те же движения, что и тяжелоатлет, тягающий штангу, и переводит кинетическую энергию подъема тела ногами в удар рукой.
Вторая фишка работы ног Тайсона — как он подходит к противнику. Опять же, секрет в малом росте. Тайсон постоянно уходит из зоны удара противников, ныряя в низкую стойку (а по меркам его противников — в супернизкую). Он — словно акула, плавающая в глубине, готовая выпрыгнуть для смертельного укуса, боксеры его «не видят» в сверхнизком уклоне. Тайсон постоянно уклоняется, все удары у него всегда завязаны на одновременный уклон и нырок.
5. Раскачка корпусом. Маятник Тайсона.
Уже в названии этого пункта есть лукавство. Тайсон качается не корпусом, а ногами. Его корпус всегда ходит вверх-вниз, а не влево в право, поворачивает в стороны он себя тазом, то есть теми же ногами. По телевизору это не видно, потому что Тайсона всегда показывают выше пояса, создается иллюзия, что он качается в бок. Этот момент я долго не мог понять. Если пытаться работать корпусом, теряется равновесие, снижается сила удара и скорость. Боковые мышцы пресса и спины — гораздо слабее, чем срединные, тратится гораздо больше энергии. Именно постоянные развороты Тайсона позволяют ему не просто выдавать сильные удары — он может бить их сериями, потому что вкладывает таз (а значит и вес всего тела) в каждое движение, только руку выставляй. При раскачке Тайсон никогда не заваливается, он всегда смещается с центром тяжести, а не оставляет его на прежнем месте (качается всей базой). Если при раскачке происходит потеря равновесия, завалы — это не тайсоновский стиль. Маятник обязателен для сокращения дистанции, прохода в карманы, без него невысокий боксер становится легкой мишенью для дальних ударов противника «а-ля Кличко».
Тайсоновский маятник самоубийственен для высоких боксеров. Во-первых, большая амплитуда делает эти движения заметными, медленными и энергоемкими. Во-вторых, если боксер-низкорослик качается «от» удара, то долговязый или остается на линии удара, или, что еще хуже, качается «к» удару, от чего эффект становится наиболее разрушительным.
6. Ударный стиль
Как уже говорил выше, силу Тайсон берет из ног. Огромные накачанные мышцы на руках ему нужны главным образом для того, чтобы не сломать руку при ударе. Низкий центр тяжести дает большую устойчивость и позволяет вкладывать больше массы в каждый удар. Подъем центра тяжести вверх в завершающей фазе удара доводит вовлечения веса в удар до максимума. Особенно хорошо это видно в апперкотах и кроссах.
Все удары Тайсона идут по круговым траекториям — эти удары наиболее эффективны при маятниковым движениях. Эти удары очень неудобны противникам, потому что идут по непонятным траекториям снизу вверх да еще из пикабу стойки. Еще одна отличительная особенность ударов Тайсона — их размашистость. Он может это себе позволить из-за высокой скорости, коротких рук и необычности траекторий, круговая манера удара позволяет сметать с пути встречные удары.

При ударе Тайсон по полной задействует разворот корпуса, хотя мышцы корпуса тут несут вторичную роль, основа — поворот таза ногами. Крутить корпусом он может быстро из-за того, что сам корпус компактен. Еще сильней развернуть корпус позволяет отвод задней руки назад, нечто преступное для техничного боксера, но работающего в случае Тайсона благодаря скорости и низкой постановки.
7. Связки ударов
Я скажу только самую базу, оригинальную для Тайсона, у него конечно попадаются много разнообразных комбинаций и обычно минимум три-четыре удара. Особенность Тайсона — в создании комбинаций, в которых нокатурующую силу имеет КАЖДЫЙ из ударов (что весьма уникальное явление для бокса).
У Тайсона на удивление эффективный джеб для такого низкого роста. Достает он противников используя два способа — джеб с улоном и джебы с подскоком на ногах. Джеб — обязательный и ценный удар Тайсона (многие низкие боксеры им пренебрегают) — нужен он ему для подготовки других ударов и сокращения дистанции. Джеб всегда сопровождается уклоном, иначе можно нарваться но очень жесткий встречный.
Тайсон любит сцепливать комбинации:
Левый хук по туловищу, левый апперкот
Правый хук по туловищу, правый апперкот.
Такая манера позволяет ему раскрыть противника — удар по корпусу заставляет противника невольно опускать руки ниже, открывая дырку для последующего хука-апперкота в голову. Комбинация туловище-голова позволяет использовать силу подъема центра массы.
Правый хук в туловище, левый хук в голову.
Фишка хука в толовище — опять же, раскрыть противника, а во-вторых остановить вращение корпуса, позволив повернуть его резко в противоположную сторону. Из-за этого левый хук получается резче.
Кроссы Тайсона — тоже нечто особенное. Он их, как я уже упомянул бьет из «стакана» снизу вверх, причем может достать удар «из-за спины» — высокий противник такие кроссы не видит.
8. Физическая сила и выносливость.
Физика в случае Тайсона, конечно, играет огромную роль. Тайсон пашет, как проклятый, работа ног, уклоны, нырки, серии ударов требуют много энергии. Впрочем, эти движения менее энергозатратны, как многие думают, если боксер невысокого роста. Физика обеспечивается Тайсоном за счет развитой больше среднего мускулатуры (за счет нее и набирается нужный вес при компактности). Майк вообще выглядит как бодибилдер. Мускулы Тайсона, конечно, не абы какие, скорость движения сохраняется за счет большого количество тренировок на скорость (качки грустно выдохнули). Мускулы корпуса нужны, опять же, не для сильного удара, а как структурный элемент, не позволяющей руке рваться от нагрузки.
9. Шепелявость и смешной детский голос.
Хехе, шутки шутками, но мне кажется, этот дефект послужил существенным фактором в становлении Тайсона как боксера. Его явно много травили в детстве, отсюда гиперкомпенсация. =)
10. Психология
А теперь серьезно. Чтобы работать как Тайсон, должна быть установка на ликвидацию противника. Тайсон goes for the kill. Он не просто хочет победить, он хочет, чтобы противник был полностью уничтожен. Инстинкт хищника обязателен для нокаутера. Противник — не сопреник, он — добыча на охоте. Стиль Тайсона предполагает постоянную агрессию, в нем нет отступления назад, только продвижение вперед, постоянная игра на обострение с градом нокаутирующих ударов.

11. Улучшение техники Тайсона
Даже в технике пикового Тайсона есть недостатки. Имхо, он бы мог лучше работать короткими ударами в клинче, но тут уже сыграла психология — Тайсону нужны «большие» удары, в клинче этого добиться трудно.
12. Сила удара.
Я специально поставил этот пункт самым последним. Если выполнять все предыдущие критерии, сила удара станет пушечной сама собой. Боксеры, которые сразу фокусируются на силе удара, становятся туповатыми рубаками, а не тайсонами. Сила ударов Тайсона — в скорости, технике, максимальном вовлечении веса в удар, психологии, выносливости.
Последний, несколько парадоксальный, момент, хотя Тайсон нокаутировал всех подряд, по своей природе он — не нокаутер. В том смысле, что он не выцеливает удары, не готовит идеальный момент, чтобы одним хуком завершить бой. Он — не снайперская винтовка, в его ударах нет филигранной точности и расчета. Он скорее прыгающий и летающий дробовик, который умеет палить очередями. ) Любителям выцеливать удар тайсоновский стиль не подходит, они не достаточно агрессивны для него.
Вот и фсе. Фперет к нофым спортивным сфершениям! Вкусных вам ушей, товарищи!

В одном из недавних интервью бывший абсолютный чемпион мира в супертяжелом весе и член Зала боксерской славы Майк Тайсон, которому в этом году исполнилось 50 лет, рассказал о своем визите в среднюю школу:

«На встрече со мной было очень много учеников, возможно, тысяча человек. Чтобы все они узнали, что я был боксером, пришлось показать на большом экране фрагменты моих боев.

Они были уверены, что я просто актер из фильма «Мальчишник в Вегасе». А один парень сказал, что знает что-то обо мне как о боксере из рассказов своего деда. Это было унизительно».

Если завтра Майк захочет заглянуть и к вам в школу, подготовьтесь, друзья. Не унижайте легенду.

***

В юности Тайсона не раз арестовывали за воровство. В исправительное учреждение Бруклина, куда он однажды попал, приехал Мохаммед Али, регулярно общавшийся с трудными подростками. После этой встречи Майк впервые задумался о карьере боксера.

Больше других людей на Тайсона повлиял тренер Кас Д’Амато, которого Майк считал своим «белым отцом». Благодаря Касу Майк научился читать и писать, выиграл главный любительский турнир США «Золотые перчатки» и дебютировал в 1985 году на профессиональном ринге.

Стал самым молодым чемпионом мира в супертяжелом весе, нокаутировав в ноябре 1986 года Тревора Бербика. Майку было 20 лет 4 месяца и 23 дня. Рекорд актуален и сегодня.

Сила удара Тайсона на пике карьеры – 800 кг. Ударом такой силы можно убить человека.

Самый известный бой с участием Майка состоялся летом 1997 года. В третьем раунде реванша против Эвандера Холифилда Тайсон откусил сопернику часть уха и был дисквалифицирован. После боя Майк объяснил свои действия тем, что Холифилд постоянно бил его головой. Спустя годы боксеры помирились.

Попал в Книгу рекордов Гиннеса как автор наибольшего количества самых быстрых нокаутов – 9 нокаутов менее чем за 1 минуту.

«Самый жестокий человек в истории спорта» по версии канала ESPN.

Перед боем с Ленноксом Льюисом спровоцировал масштабную драку, во время которой был даже нокаутирован президент WBC Хосе Сулейман.

Обладатель самой известной татуировки в спорте. В 2003 году Тайсон набил узор спиралей вокруг левого глаза. Некоторое время считалось, что Майк сделал тату под влиянием культуры маори. Но в одном из своих интервью боксер признался, что просто выбрал узор, который мог сделать его лицо «менее добродушным».

Тайсон трижды был судим. Самый известный судебный процесс над ним прошел в 1992 году, когда Майк был приговорен к шести годам тюрьмы за изнасилование. Отсидел в итоге три. Позже получал минимальные сроки за избиение и употребление наркотиков.

Майк любит голубей больше, чем людей.

– Это не хобби, не сиюминутное увлечение, я был верен голубям и тогда, когда дрался, и когда сидел за решеткой. Они так похожи на нас, но в отличие от людей птицы не могут обмануть, они отвечают добром на добро, и когда ты о них заботишься, платят тебе искренней привязанностью.

В 2011 году был включен в Международный зал боксерской славы в Канастоте вместе с Костей Цзю, Хулио Сезаром Чавесом и Сильвестром Сталлоне.

Снимался в нескольких фильмах и сериалах. Самая известная работа Майка в кино – комедия «Мальчишник в Вегасе». Да-да, это вы и сами знаете. Просто напомнили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *