Муин гафуров бой

НАСИРИ ХОСРОВ Абу Муин

НАСИРИ ХОСРОВ, АБУ МУИН (1004-1075), исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма. Родился в Кубадиане (совр. Таджикистан) в 1004, в семье мелкого землевладельца. Служил чиновником в Балхе и Мерве. Трехлетнее пребывание в Каире сделало Насири Хосрова сторонником Фатимидов — династии, образовавшей новый, противостоявший Сельджукам халифат с центром в Каире. Религией этого халифата стал исмаилизм. В 970 в Каире был основан ‘ал-Азхар’, ставший впоследствии главным мусульманским университетом, центром подготовки мусульманских ученых. Фатимидские исмаилиты достаточно терпимо относились к другим религиозным верованиям, что в совокупности с другими обстоятельствами создавало в стране стабильность. Насири Хосров стал ревностным адептом исмаилизма, принявшим на себя миссию распространения его идей на востоке мусульманского мира. В это время Хорасан подвергся нашествию сельджукских кочевников и испытал разорительное для народа правление Махмуда Газневи. Насири Хосров много путешествовал (Армения, нынешний Азербайджан, Малая Азия, Сирия, Палестина. Аравия). После своего возвращения в Хорасан в 1052 Насири Хосров был обвинен в ереси, фанатично настроенная толпа разгромила его жилище. Он вынужден был отказаться от профатимидской деятельности и в конце концов бежал, найдя убежище в одной из памирских крепостей. Умер Насири Хосров в Йомагане на Памире в 1075.
Насири Хосров известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже ‘по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин’. По сути дела, именно Разум, а не Бог творит природу и воплощенное в человеке орудие познания Бога через его творения. Разум, познание, знание, знающий, мыслящий человек, согласно исмаилитской догматике, — высочайшие ценности. В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение — это вовсе не Коран, а именно природа. Коран — это только перевод, воплощение ‘книги природы’ как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насири Хосров, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насири Хосров подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего. Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений ‘тавхида’ — единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен ‘поддерживать жизнь природы’, — таков один из тезисов трактата Насири Хосрова Лик веры. Развитием идеи возвеличивания ‘природного’ было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: ‘Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!’, — писал поэт. Насири Хосров возносил и труд земледельца: ‘Кормилец добрый он создания любого’. Такое отношение к ‘материальной’ стороне жизни, признание ценности телесного, человеческого тела противостояло учению некоторых теологов, в том числе и суфиев, о том, что тело ведет к деградации души, что оно темница души и основа пороков.

Биография

Родился 30 апреля 1918 года в городе Решт. Начальную школу окончил в родном городе. Образование продолжил в Тегеране, где с успехом окончил среднюю школу при Дар ул-Фунуне — первом иранском высшем учебном заведении, основанным Амир-Кабиром в 1851 году. В 1931 году Му‘ин поступил на философско-литературный факультет Тегеранского педагогического института, который окончил в 1934 году со степенью бакалавра. В 1938 году в Бельгии прошёл магистерский курс по прикладной психологии, антропологии и когнитивистики под руководством Элмера Ноулза (англ. Elmer Knowles). В 1939 году поступил в докторантуру Тегеранского университета, где в 1942 году под руководством Ибрахима Пур-Давуда успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора филологических наук по теме «Влияние зороастризма на персидскую литературу». Му‘ин — первый в Иране обладатель учёной степени доктора наук.

С 1942 года работал в качестве доцента, а затем и профессора на факультете гуманитарных наук Тегеранского университета, где он читал лекции по литературной критике и сравнительному литературоведению. С 1946 года начал сотрудничество с Али-Акбаром Деххода в составлении энциклопедического словаря персидского языка «Логатнаме Деххода» (перс.)русск., а с февраля 1956 года до конца жизни возглавлял Комиссию по составлению «Словаря Деххода».

В 1951 году Мухаммад Му‘ин вошел в группу молодых и талантливых иранских учёных, таких как ‘Аббас Икбал Аштияни, Са‘ид Нафиси, ‘Абд ал-Хусайн Зарринкуб, Парвиз Натиль Ханлари и других, которых голландское издательство «Brill» пригласило для участия в проекте по переводу статей для многотомной «Энциклопедии ислама».

В 1952—1954 годах он был членом Высшего совета по культуре, участвовал в подготовке и проведении международных конгрессов, посвящённых 1000-летию Абу Али ибн Сина и 700-летию Насир ад-Дина Туси.

В 1954 году Му‘ин по приглашению Гарвардского университета посетил США, где читал лекции в ряде американских университетах и культурных учреждениях. В том же году удостоился медали Академии надписей и изящной словесности Франции (фр. Académie des Inscriptions et Belles-Lettres) за совместное с Анри Корбеном исправление и издание философского трактата Насира Хосрова «Джаме‘ ал-Хикматайн» (перс. جامع الحکمتین‎ ).

В 1957 году в составе делегации Тегеранского университета Му‘ин принял участие в работе XXIV Международного конгресса востоковедов, проходившей с 28 августа по 4 сентября в Мюнхене (ФРГ). В ходе конгресса был избран членом международного комитета «Корпуса ираноязычных надписей» (англ. Corpus Inscriptionum Iranicarum, London), членом редколлегии «Словаря среднеперсидского языка». Эмиль Бенвенист и Вальтер Хеннинг, также участвовавшие в работе конгресса, высоко оценили его работу по исправлению и комментированию персидского толкового словаря «Бурхан-и Кате‘» (перс.)русск.. В том же году по приглашению Академии наук СССР посетил Москву, Ленинград и Баку, где выступил с лекциями по литературе и культуре Ирана в университетах и научных учреждениях.

В 1958 году был избран членом Иранской Академии персидского языка. В том же году по приглашению Национального центра научных исследований (фр. Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS) посетил Францию, где был избран членом «Азиатского общества» (фр. Société asiatique). В ходе поездки он выступал с лекциями в Сорбоннском университете.

В 1963 году по приглашению Принстонского университета посетил США.

Му‘ин возглавлял секцию по литературе на Международном конгрессе иранистов, проходившем с 31 августа по 6 сентября 1966 года в Тегеране. В том же году он посетил с лекциями и выступлениями Турцию. 30 сентября 1966 года впал в кому после перенесённого инфаркта.

Мухаммад Му‘ин скончался 4 июля 1971 года в Тегеране. Похоронен в городе Астане-Ашрафие в остане Гилян на севере Ирана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *