Миша балакирев клин мальчик герой

Футбол

В 30 играх он совершил 10 голов – неплохой результат для защитника. Талантливого немца заметил тренер Отто Рехагель. Парень получил путевку в жизнь и в Бундеслигу. Новой командой защитника стал «Кайзерслаутерн». Вместе с этим клубом Баллак стал чемпионом Бундеслиги в 1998 году.

Михаэль Баллак в клубе «Кайзерслаутерн»

В 1999 году Михаэль Баллак был ключевым игроком команды, участвуя в Лиге чемпионов. «Кайзерслаутерну» не удалось пройти в полуфинал. Победу футболисты уступили «Баварии». После 55 матчей и 4 голов Михаэль продолжил карьеру в «Байере».

За талантливого игрока клуб отдал свыше € 4 млн и не прогадал, ведь в 2000 году команда стала серебряным призером Бундеслиги. В этом заслуга и Баллака. Сезон 2001/2002 специалисты считают золотым в карьере защитника. На его счету оказалось 25 забитых мячей. За время сотрудничества с «Байером» футболист забил 38 мячей в 107 играх и в 2002 стал лучшим полузащитником по мнению УЕФА.

Михаэль Баллак в клубе «Бавария»

«Баварии» пришлось выложить почти € 13 млн, чтобы подписать контракт с Баллаком. С его помощью ФК становился чемпионом Бундеслиги и чемпионата Германии в 2003, 2005 и 2006 годах. В составе «Баварии» Михаэль провел 152 матча и забил 58 голов.

В 2006 защитник получил заманчивое предложение от британского «Челси». Михаэль Баллак выступил свободным агентом, подписал контракт и покинул Германию, переехав в Великобританию.

Михаэль Баллак в клубе «Челси»

В новом клубе он играл в Премьер-лиге и помог вывести команду на второе место в чемпионатах 2007, 2008 годов, хотя из-за серьезной травмы играл нечасто. Кубок Англии достался «Челси» в 2007 и 2009 годах. На счету Михаэля Баллака 115 матчей за «Челси» и 23 гола в ворота противников британского клуба.

Футбол был истинным призванием мужчины. Помимо клубной карьеры, он сотрудничал с немецкой сборной, представляя ее на европейских чемпионатах 2000 и 2004 годов. После участия во втором соревновании Баллаку присвоили статус капитана национальной сборной. Упорный и опытный игрок вел команду к победе на чемпионате мира-2002. Сборная вышла в финал, но в решающем матче уступила команде Бразилии.

Лучшие голы Михаэля Баллака

Комментаторы заверяли, что судьба финала не была бы столь предсказуемой, если бы не травма Михаэля Баллака, рвению которого можно только позавидовать. В 2008 году сборная заняла второе место на чемпионате Европы. Свой вклад в это внес и капитан команды. За сборную родной страны Баллак выступил в 93 играх, забив 41гол.

Защитник принял решение о завершении футбольной карьеры в 2012 году. В это время он играл за ФК «Байер». Причиной послужила серьезная травма, сказавшаяся на состоянии здоровья футболиста.

Михаэль Баллак в сборной Германии

Высокому игроку, чей рост составляет 189 см, а вес – 90 кг, было все сложнее вести игру с привычной активностью. Уходя из профессионального спорта, Михаэль Баллак был обладателем всевозможных титулов и наград. Он вписал свое имя в историю современного футбола и надолго запомнился болельщикам.

Личная жизнь

Женой Михаэля Баллака была Симона Ламбо. Пара долгое время не регистрировала брак, находясь в неофициальных отношениях. В семье родились три сына: Луис, Эмилио и Йорди. Сохранить любовные отношения супругам не удалось. Михаэль и Симона развелись. Сегодня у бывшего игрока немецкой сборной новая пассия.

Михаэль Баллак и его бывшая жена Симона Ламбо

С 2015 года он встречается с Наташей Танну, парижанкой с ливанскими корнями. Баллак демонстрирует завидное постоянство для бывшего спортсмена, который не был обделен женским вниманием.

Выбор мужчины оправдан. Наташа Танну сделала карьеру в банковской сфере, представляя интересы крупных организаций. Девушка работала региональным директором «Голдман Сакс», инвестиционной компании, бренд которой известен по всему миру.

Михаэль Баллак и Наташа Танну

Вместе с возлюбленной Михаэль Баллак часто посещает матчи немецкой сборной. Бывший футболист дает комментарии, анализируя игру команд, с которыми сотрудничал в профессиональном прошлом, и оценивает современных футболистов.

Михаэль Баллак сейчас

Спортсменам нелегко уйти от деятельности, с которой связана большая часть их жизни. Поэтому биография Михаэля Баллака немыслима без футбола. В его аккаунте в «Инстаграме» постоянно появляются фото с матчей и кадры игр, в которых футболист принимал участие. Поклонники Баллака утверждают, что внешне он имеет сходство с голливудским актером Мэттом Дэймоном. Но причина популярности мужчины кроется не во внешности.

Михаэль Баллак и Мэтт Дэймон

Сегодня состояние Баллака оценивается в € 25 млн. Он сумел заработать эти деньги в сотрудничестве с лучшими футбольными клубами мира. Завершив карьеру, Баллак реализуется как бизнесмен и участвует в рекламных кампаниях спортивной марки «Адидас».

Мужчину отличают спокойствие, любовь к семейным традициям и животным. Главным болельщиком футболиста всегда был его дед, а пес Санчо – большая любовь известного немца.

Михаэль Баллак в 2018 году

Баллак предпочитает не забывать о спорте и после ухода из футбола. Его можно заметить на поле для гольфа или баскетбольной площадке. В числе главных увлечений Михаэля: автомобили марки «Мерседес», итальянская кухня и путешествия.

Баллак, Михаэль

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 сентября 2018 года.
Михаэль Баллак
Общая информация
Родился 26 сентября 1976 (42 года)
Гёрлиц, округ Дрезден, ГДР
Гражданство Германия
Рост 189 см
Позиция полузащитник
Информация о клубе
Клуб завершил карьеру
Молодёжные клубы
1983—1988 Мотор Карл-Маркс-Штадт
1988—1995 / Кемницер
Клубная карьера
1995—1997 Кемницер 49 (10)
1995—1996 Кемницер II 18 (5)
1997—1999 Кайзерслаутерн 46 (4)
1997—1998 Кайзерслаутерн II 17 (8)
1999—2002 Байер 04 79 (27)
2002—2006 Бавария 107 (44)
2006—2010 Челси 105 (26)
2010—2012 Байер 04 35 (2)
1995—2012 Всего за карьеру 438 (112)
Национальная сборная
1996—1998 Германия (до 21) 19 (7)
1999—2010 Германия 98 (42)
Награды и медали
Чемпионаты мира
Серебро Корея/Япония 2002
Бронза Германия 2006
Кубки конфедераций
Бронза Германия 2005
Чемпионаты Европы
Серебро Австрия/Швейцария 2008
  1. Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов.
  2. Количество игр и голов за национальную сборную в официальных матчах.
Михаэль Баллак на Викискладе

Михаэ́ль Ба́ллак (нем. Michael Ballack; произношение: ; родился 26 сентября 1976 года, в Гёрлице, округ Дрезден, ГДР) — немецкий футболист, полузащитник. Входит в список ФИФА 100.

Первым клубом Баллака в его профессиональной карьере был «Кемницер», в основную команду которого немец был переведён в 1995 году из молодёжной команды. Дебют Баллака в команде состоялся в этом же 1995 году. 26 марта 1996 года Баллак дебютировал в сборной Германии. В 1997 году Баллак перешёл в «Кайзерслаутерн». В свой первый сезон в клубе Баллак выиграл Бундеслигу — его первый крупный трофей. В сезоне 1998/99 Баллак стал гораздо чаще привлекаться в основному составу. В 1999 году Баллак перешёл в леверкузенский «Байер 04». В сезоне 2001/02 Баллак не выиграл ни одного трофея как в клубе, так и в сборной, но получил сразу 4 серебряных медали: «Байер» занял второе место в Бундеслиге, кубке Германии, Лиге чемпионов, а на проходящем в 2002 году чемпионате мира сборная Германии проиграла сборной Бразилии в финале мундиаля.

В 2002 году Баллак перешёл в мюнхенскую «Баварию» за 12,9 млн евро, выиграв с клубом «золотой дубль» в 2003, 2005 и 2006 годах. В середине 2006 года Баллак присоединился к клубу Английской Премьер-лиги — лондонскому «Челси». В составе «синих» Баллак дошёл до первого в истории клуба финала Лиги чемпионов, три раза выиграл кубок Англии, выиграл Суперкубок Англии, стал чемпионом Англии, а также обладателем кубка Футбольной лиги Англии.

На международном уровне Баллак играл на чемпионате Европы в 2000, 2004 и 2008 годах и чемпионате мира в 2002 и 2006 годах. Главный тренер сборной Германии Юрген Клинсманн назначил Баллака капитаном сборной в 2004 году, немец пробыл им 6 лет — до 2010 года.

Карьера

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

Ранние годы

В 1995 году Баллак дебютировал на высшем уровне в клубе второй бундеслиги «Кемницер» (в 1990 году городу Карл-Маркс-Штадту было возвращено историческое название — Кемниц). В своём первом сезоне на взрослом уровне Баллак сыграл 15 игр, а «Кемницнер» вылетел из второй бундеслиги в региональную лигу. В сезоне 1996/97 Баллак был лидером клуба, забил в 34 матчах 10 голов, получил вызов в молодёжную сборную. Последовало приглашение из «Кайзерслаутерна», который под руководством Отто Рехагеля как раз вернулся в бундеслигу. Так, летом 1997 года Баллак переехал в Кайзерслаутерн.

«Кайзерслаутерн»

Первый сезон в «Кайзерслаутерне» для Баллака стал противоречивым — он мало играл (всего 16 матчей без голов), впрочем, получал очень хорошие оценки за свою игру (средний балл от «Киккера» — 2,96), регулярно вызывался в молодёжную сборную, но при этом стал чемпионом Германии! Впервые в истории немецкого футбола команда, игравшая годом ранее во второй бундеслиге, выиграла национальное первенство! Так Михаэль завоевал свой первый титул в большом футболе. Однако не всё было гладко — по ходу сезона Баллак поругался с Отто Рехагелем из-за того, что мало играл. При этом Рехагель в интервью постоянно подчёркивал, что считает Баллака очень талантливым игроком. Впрочем, уже в следующем чемпионате Король Отто использовал Баллака на полную катушку. Михаэль сыграл в бундеслиге 30 матчей, забил 4 гола, дебютировал в Лиге Чемпионов, где «Кайзерслаутерн» добрался до четвертьфинала. Интересно, что у Баллака не было постоянной позиции на поле — он играл и опорным хавбеком, и плеймейкером, иногда даже на фланге. Часто выходил на замену. Отношения с Реххагелем оставались натянутыми, и спортивные издания прогнозировали переход Баллака в другую команду. Весной 1999 «Кайзерслаутерну» последовало предложение от леверкузенского «Байера» о продаже Баллака. Переговоры были очень непростыми. Но, в конце концов, Баллак стал игроком аспиринового клуба.

«Байер 04»

В новом коллективе Михаэль очень быстро стал своим. Этому во многом способствовало доверие главного тренера Кристофа Даума. Баллак стал твёрдым игроком основного состава, идеально вписавшись в тактическую модель Даума. При этом Баллак играл на излюбленной позиции опорного хавбека. Сезон 1999/2000 стал для нашего героя переломным. Если раньше о Баллаке говорили как о перспективном, талантливом футболисте, то теперь Михаэль их разряда подающих надежды окончательно трансформировался в настоящего мастера. Сам Баллак говорил раньше и признаёт сейчас, что в этом огромная заслуга Даума. Но вернёмся к тому сезону. Его начало омрачила травма, из-за которой было пропущено много игр на старте чемпионата, во многом из-за отсутствия Баллака «Байер 04» не сумел выйти из группы в Лиге Чемпионов. Выздоровев, Баллак продемонстрировал искромётный футбол, под стать всей команде. Леверкузенцы уверенно шли к чемпионскому титулу, показывая зрелищную, атакующую игру. Сам Баллак регулярно вызывался в сборную Германии, получал высокие оценки своей игры. Но развязка была трагичной. В последнем туре «Байеру» было достаточно сыграть вничью в гостях со скромным «Унтерхахингом», который уже гарантировал себя от вылета из бундеслиги. Преследовавшая аспириновых мюнхенская «Бавария» не верила в неудачу соперника. Дошло до того, что президент мюнхенцев Франц Беккенбауэр накануне последнего тура улетел в турне по Океании, агитируя представителей ФИФА за проведение чемпионата мира 2006 года в Германии. Каково же было удивление «Кайзера», когда ему позвонила жена и сказала, что «Бавария» стала чемпионом! Тот матч с «Унтерхахингом» Баллак называет худшим в своей карьере. Да и как иначе! Именно его автогол, после которого соперники вышли вперёд, стал по сути решающим. Леверкузенцы рванули отыгрываться, не реализовали свои немногочисленные моменты, а в конце матча «Унтерхахингу» удалась контратака, и счёт стал 0:2. Чемпионский титул уплыл из рук.

Ещё одним грандиозным разочарованием стал чемпионат Европы в Бельгии и Голландии. Раздираемая внутрикомандными склоками, не имевшая ни поставленной игры, ни чёткого основного состава сборная Германии с треском провалилась. Баллак сыграл 18 минут, выйдя на замену в матче против англичан (0:1), и провёл первый тайм игры с португальцами (0:3).

В сезоне 2000/2001 в немецком футболе случился один из самых громких скандалов за всю его более чем столетнюю историю. Оказалось, что Кристоф Даум, который должен был возглавить летом 2001 года национальную сборную, принимал кокаин. Эта история помимо самого Даума, который был вынужден отказаться от дальнейшей работы в сборной, больнее всего ударила по «Байеру». Потеряв в ходе сезона тренера, команда не смогла подняться выше четвёртого места в бундеслиге и вновь не прошла первый групповой этап Лиги Чемпионов. Баллак, как и весь «Байер», играл неровно. Тем не менее, именно в том сезоне он завоевал место в основном составе сборной.

Сезон 2001/2002 стал для Михаэля Баллака пока самым удачным. Он окончательно превратился в звезду мирового уровня, чему способствовала и его яркая игра, и высокие результаты «Байера» и сборной Германии. Но вот парадокс — в четырёх турнирах команды Баллака всякий раз занимали вторые места! Новым главным тренером «Байера» был назначен приверженец атакующей игры Клаус Топпмёллер. В прошлом отличный форвард (108 голов в 204 матчах бундеслиги за «Кайзерслаутерн»), Топпмёллер за год работы в клубе достиг поистине поразительных результатов! При Топпмёллере несколько поменялась игра Баллака. Теперь он гораздо меньше внимания уделял оборонительным действиям, стал чаще участвовать в атаках, исполнял все штрафные и пенальти. Трио центральных полузащитников «Байера» составляли выполнявший черновую работу Карстен Рамелов, плеймейкер Йилдирай Баштюрк и Баллак. Они разрывали оборону гостей при активной поддержке флангов, где играли аргентинец Пласенте и Бернд Шнайдер (который иногда играл и в центре). А если учесть, что в атаку часто подключался бразилец Лусио, а впереди играл дуэт Кирстен-Нойвилль, то соперник просто терялся.

Баллак в составе «Баварии», апрель 2006 года

В 29 играх в бундеслиге Баллак забил 17 голов. Не менее результативно он играл и в кубке Германии и в Лиге Чемпионов. Его мощнейшие удары наводили ужас на вратарей Европы. В Лиге Чемпионов «Байер» произвёл фурор — опередив в групповых турнирах таких грандов, как «Арсенал», «Депортиво» и «Ювентус», а затем, обыграв в четвертьфинале «Ливерпуль», а в полуфинале «Манчестер Юнайтед», аспириновая команда в финале в равной игре уступила мадридскому «Реалу». Заслуга Баллака в этом успехе очень велика. Внутригерманский сезон в очередной раз принёс разочарование. Лидируя весь чемпионат, «Байер» допустил две осечки на финише (1:2 от «Вердера» и 0:1 от «Нюрнберга»), чем тут же воспользовалась дортмундская «Боруссия». В итоге лишь второе место. Мистика продолжилась в финале кубка Германии, в котором «Байер» уступил 2:4 «Шальке 04», а Баллак был удалён с поля.

Перед чемпионатом мира 2002 сборная Германии в фаворитах не ходила. Однако Руди Фёллер, создав в сборной очень приятную дружественную атмосферу, явил миру настоящих немцев — борющихся до конца, дисциплинированных, настроенных на победу. Германия выиграла стыковое противостояние у сборной Украины (1:1 и 4:1), а Баллак был настоящим вожаком своей сборной. Незачем описывать игру сборной Германии на чемпионате мира в Японии и Республике Корея. Болельщики отлично помнят блестящую игру сборной и роковую ошибку в финале Оливера Кана, голы Мирослава Клозе и Михаэля Баллака. Многие помнят и тот факт, что, сорвав опасную атаку корейцев в полуфинале, Баллак получил жёлтую карточку, которая стала для него второй в матчах плей-офф и не дала возможности сыграть в финале, зато уже в ответной атаке Михаэль забил корейцам победный мяч. Сыграв на чемпионате мира 6 матчей, Баллак забил 3 гола и сделал четыре голевые передачи. Его голы в ворота сборных США в четвертьфинале и Кореи в полуфинале оказались победными. В середине июля Михаэля Баллака признали лучшим футболистом Германии прошедшего сезона. УЕФА назвала Михаэля Баллака лучшим полузащитником 2002 года.

«Бавария»

В середине сезона произошло событие, которое для многих поклонников футбола казалось неизбежным. Была достигнута договорённость о переходе Михаэля Баллака летом 2002 года в мюнхенскую «Баварию». Первый сезон был противоречивым: победа в бундеслиге и кубке Германии не компенсировала громкий провал в Лиге Чемпионов. Сам Михаэль играл отлично, не случайно по окончании сезона он был признан лучшим футболистом страны. В «Баварии» Баллак играет на позиции одного из двух центральных полузащитников. В середине сезона 2002/2003 Баллак в интервью сказал, что ему не нравится, что приходится много отрабатывать в обороне, и, что при схеме 4-4-2 центральный полузащитник вообще не способен нормально атаковать. Баллака немедленно оштрафовали.

«Челси»

Баллак в составе «Челси»

После чемпионата мира 2006 года в Германии Михаэль перешёл в лондонский «Челси», где играл на позиции полузащитника. В 2010 году контракт с «Челси» не был продлён из-за возникших разногласий. Баллак планировал заключить контракт на два года, однако ему был предложен лишь годовой контракт, к тому же ему не удалось достигнуть соглашения и в размере зарплаты.

15 мая 2010 года в матче против Портсмута Баллак получил травму. Травма была серьёзная и не позволила ему сыграть в последнем для него ЧМ-2010 в ЮАР. Вместо него капитаном сборной Германии был назначен Филипп Лам.

25 июня 2010 года Баллак, в статусе свободного агента, перешёл в «Байер 04», подписав контракт на 2 года. 11 сентября Михаэль получил травму большеберцовой кости левой ноги.

2 октября 2012 года Михаэль Баллак объявил о завершении карьеры.

Ссылки

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 130443948 · GTAA: 79475 · ISNI: 0000 0000 8573 1734 · LCCN: n2008009274 · VIAF: 123916448 · WorldCat VIAF: 123916448

Составы сборной Германии
  • 1 Леманн (в)
  • 2 Вёрнс
  • 3 Хайнрих
  • 4 Линке
  • 5 Доган
  • 6 Мауль
  • 7 Шолль
  • 8 Вош
  • 9 Маршалл
  • 10 Маттеус
  • 11 Прец
  • 12 Энке (в)
  • 13 Нёвилль
  • 14 Бауманн
  • 15 Баллак
  • 16 Шнайдер
  • 17 Гербер
  • 18 Риккен
  • 19 Хельдт
  • 20 Ринк
  • главный тренер: Эрих Риббек
  • 1 Кан (в)
  • 2 Баббель
  • 3 Ремер
  • 4 Линке
  • 5 Боде
  • 6 Новотны
  • 7 Шолль
  • 8 Хесслер
  • 9 Кирстен
  • 10 Маттеус
  • 11 Ринк
  • 12 Леманн (в)
  • 13 Баллак
  • 14 Хаманн
  • 15 Вош
  • 16 Йеремис
  • 17 Циге
  • 18 Дайслер
  • 19 Янкер
  • 20 Бирхофф
  • 21 Рамелов
  • 22 Бутт (в)
  • главный тренер: Эрих Риббек
  • 1 Кан (в) (к)
  • 2 Линке
  • 3 Ремер
  • 4 Бауманн
  • 5 Рамелов
  • 6 Циге
  • 7 Нёвилль
  • 8 Хаманн
  • 9 Янкер
  • 10 Риккен
  • 11 Клозе
  • 12 Леманн (в)
  • 13 Баллак
  • 14 Асамоа
  • 15 Кель
  • 16 Йеремис
  • 17 Боде
  • 18 Бёме
  • 19 Шнайдер
  • 20 Бирхофф
  • 21 Метцельдер
  • 22 Фрингс
  • 23 Бутт (в)
  • главный тренер: Руди Фёллер
  • 1 Кан (в)
  • 2 Хинкель
  • 3 Фридрих
  • 4 Вёрнс
  • 5 Новотны
  • 6 Бауманн
  • 7 Швайнштайгер
  • 8 Хаманн
  • 9 Бобич
  • 10 Кураньи
  • 11 Клозе
  • 12 Леманн (в)
  • 13 Баллак
  • 14 Брдарич
  • 15 Кель
  • 16 Йеремис
  • 17 Циге
  • 18 Эрнст
  • 19 Шнайдер
  • 20 Подольски
  • 21 Лам
  • 22 Фрингс
  • 23 Хильдебранд (в)
  • главный тренер: Руди Фёллер
  • 1 Кан (в)
  • 2 Хинкель
  • 3 Фридрих
  • 4 Хут
  • 5 Овомойела
  • 6 Энгельхард
  • 7 Швайнштайгер
  • 8 Фрингс
  • 9 Ханке
  • 10 Дайслер
  • 11 Брдарич
  • 12 Леманн (в)
  • 13 Баллак
  • 14 Асамоа
  • 15 Эрнст
  • 16 Хитцльспергер
  • 17 Мертезакер
  • 18 Боровски
  • 19 Шнайдер
  • 20 Подольски
  • 21 Шульц
  • 22 Кураньи
  • 23 Хильдебранд (в)
  • главный тренер: Юрген Клинсман
  • 1 Леманн (в)
  • 2 Янсен
  • 3 Фридрих
  • 4 Хут
  • 5 Кель
  • 6 Новотны
  • 7 Швайнштайгер
  • 8 Фрингс
  • 9 Ханке
  • 10 Нёвилль
  • 11 Клозе
  • 12 Кан (в)
  • 13 Баллак
  • 14 Асамоа
  • 15 Хитцльспергер
  • 16 Лам
  • 17 Мертезакер
  • 18 Боровски
  • 19 Шнайдер
  • 20 Подольски
  • 21 Метцельдер
  • 22 Одонкор
  • 23 Хильдебранд (в)
  • главный тренер: Юрген Клинсман
  • 1 Леманн (в)
  • 2 Янсен
  • 3 Фридрих
  • 4 Фриц
  • 5 Вестерман
  • 6 Рольфес
  • 7 Швайнштайгер
  • 8 Фрингс
  • 9 Гомес
  • 10 Нёвилль
  • 11 Клозе
  • 12 Энке (в)
  • 13 Баллак
  • 14 Троховски
  • 15 Хитцльспергер
  • 16 Лам
  • 17 Мертезакер
  • 18 Боровски
  • 19 Одонкор
  • 20 Подольски
  • 21 Метцельдер
  • 22 Кураньи
  • 23 Адлер (в)
  • главный тренер: Йоахим Лёв

Краткая биография

Родился Балакирев 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Повсюду в городе мальчик слышал скорбную бурлацкую песнь, лирические протяжные и ярмарочные плясовые песни. Детская любовь к русской народной музыке, умноженная на упорные занятия с городским капельмейстером Эйзрихом, дала восхитительные результаты: уже к восемнадцати годам Милий стал самостоятельным и талантливым музыкантом.

Безусловно, значительное влияние на судьбу мальчика оказало знакомство с местным меценатом Улыбышевым. Именно он дал возможность юному музыканту ознакомиться с передовой литературой того времени, получить первые навыки дирижирования в руководстве домашним оркестром.

Тот же Улыбышев составил прекрасную протекцию, и будущий композитор перебирается в Петербург. Первое публичное выступление Балакирева в феврале 1856 года вызвало бурю позитивных откликов среди столичной «богемы», музыканту предсказывали блестящее будущее.

Для выступлений открылись двери самых популярных аристократических домов и салонов, но, как убежденный демократ, Милий выбирает путь бескорыстного служения русской культуре. Отказавшись от материально выгодной карьеры музыканта-виртуоза, талантливый юноша продолжает совершенствоваться и создает в короткие сроки несколько произведений, среди которых увертюра по мотивам испанского марша и «Испанская серенада» для фортепиано.

Биография

М.А. Балакирев, 1870 год

Милий Балакирев родился в дворянской семье Балакиревых, сын титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869).

В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.

Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.

В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста.

Вместе с Г. Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».

С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. Н. Рубинштейн пригласил его в Московскую консерваторию, однако Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке».

28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем.

В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Музыка

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2018 года.

Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы). Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.

Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)

Среди других неупомянутых произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Дарование М. А. Балакирева особенно проявилось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной любительницы ещё в детстве, позже — трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз её (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Список произведений

Внешние видеофайлы

Милий Балакирев. Канал «Культура»

Сочинения для оркестра

Песня «Подойду, подойду» в обработке Балакирева. Использована в музыкальной картине «1000 лет» («Русь»).

  • Увертюра на тему испанского марша (1857): партитура
  • Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858—1861): партитура
  • Увертюра на темы трёх русских песен (1858): партитура
  • «1000 лет», музыкальная картина (1863—1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884): партитура (1-й редакции), партитура (2-й редакции)
  • Симфония № 1 (1864—1866, 1893—1897): партитура
  • Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»: 1905): партитура (2-й редакции)
  • «Тамара», симфоническая поэма (1867—1882): партитура
  • Симфония № 2 (1900—1908)
  • Сюита (1901—1908; завершена С. М. Ляпуновым)
  • Сюита из произведений Ф. Шопена (1909)

Сочинения для солирующего инструмента с оркестром

  • «Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1855—1856): партитура
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861—1862, 1906—1909; завершён С. М. Ляпуновым)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
  • Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855—1856)
  • Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершён С. М. Ляпуновым)

Сочинения для фортепиано

  • Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854—1856)
  • Соната № 1 (1855—1856)
  • Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
  • «Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием «Испанская серенада»: 1902)
  • Три скерцо (1856; 1900; 1901)
  • Полька фа-диез минор (1859)
  • Экспромт фа минор (ок. 1850—1860)
  • Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
  • «На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
  • «Исламей», восточная фантазия (1869)
  • «В саду» (1884)
  • «Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898): ноты
  • «Думка» (1900)
  • Соната № 2 (1900—1905)
  • «Эскизы» (1909): ноты
  • Сюита для фортепиано в 4 руки (1909): ноты

Романсы и песни

Первая страница романса «Утёс». «Три забытых романса» (1855)

  • «Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
  • «Звено» (В. Туманский)
  • «Испанская песня» (М. Михайлов)

«Двадцать песен» (1858—1865)

  • «Песня разбойника» (А. Кольцов)
  • «Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
  • «Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
  • «Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
  • «Взошёл на небо месяц ясны»й (М. Япенич)
  • «Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
  • «Рыцарь» (К. Вильде)
  • «Так и рвётся душа» (А. Кольцов)
  • «Приди ко мне» (А. Кольцов)
  • «Песня Селима» (М. Лермонтов)
  • «Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
  • «Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
  • «Исступление» (А. Кольцов)
  • «Отчего» (М. Лермонтов)
  • «Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
  • «Песня старика» (А. Кольцов)
  • «Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
  • «Грузинская песня» (А. Пушкин)
  • «Сон» (М. Михайлов из Гейне)

«Десять песен» (1895—1896)

  • «Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
  • «Пустыня» (А. Жемчужников)
  • «Не пенится море» (А. Толстой)
  • «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
  • «Я любила его» (А. Кольцов)
  • «Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
  • «Nachtstiick» (А. Хомяков)
  • «Как наладили» (Л. Мей)
  • «Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
  • «Догорает румяный закат» (В. Кульчинский)

«Десять песен» (1903—1904)

  • «Запевка» (Мей)
  • «Сон» (Лермонтов)
  • «Беззвёздная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
  • «7-е ноября» (А. Хомяков)
  • «Я пришёл к тебе с приветом» (А. Фет)
  • «Взгляни, мой друг» (В. Красов)
  • «Шёпот, робкое дыханье» (А. Фет)
  • «Песня» (М. Лермонтов)
  • «Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
  • «Спи» (А. Хомяков)

«Два романса» (1909)

  • «Заря» (А. Хомяков)
  • «Утёс» (М. Лермонтов)

Другие сочинения для голоса и фортепиано

  • «Сборник русских народных песен» (1865—1866)
  • «Тридцать песен русского народа» (1898)

Хоровые произведения

  • «Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
  • «Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
  • «Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
  • «Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
  • «Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
  • «Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
  • «Молитва русских» для женского хора (1899)
  • «Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
  • «Две былины» для смешанного хора (1902)
  • «Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902—1904)
  • «Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
  • «Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
  • «Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)

Обработки произведений других авторов

Внешние видеофайлы

Шопен—Балакирев. Романс из фортепианного концерта № 1. Версия для фортепиано соло.

Шопен—Балакирев. Романс из фортепианного концерта № 1. Версия для фортепиано с оркестром.

  • Берлиоз Г. Вступление к «Бегству в Египет» — 2-й части оратории «Детство Христа» (1864, для фортепиано)
  • Берлиоз Г. Симфония «Гарольд в Италии» (1876, для фортепиано в 4 руки)
  • Глинка М. И. Испанская увертюра № 1 (1863—1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
  • Глинка М. И. Испанская увертюра № 2 (1864, для фортепиано соло, для фортепиано в 4 руки)
  • Глинка М. И. Романс «Жаворонок» (ок. 1864, для фортепиано)
  • Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор (1877, для фортепиано в 4 руки)
  • Львов А. Ф. Увертюра к опере «Ундина» (1900, для фортепиано в 4 руки)
  • Шопен Ф. Мазурка, ор. 7 № 7 (1885?, для струнного оркестра)
  • Шопен Ф. «Романс» — 2-я часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1905, для фортепиано соло)
  • Шопен Ф. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, ор. 11 (1910, инструментовка и частичная рекомпозиция)

Редакции произведений других авторов

  • Глинка М. И. Большой секстет для струнных и фортепиано
  • Глинка М. И. «Камаринская», фантазия для оркестра
  • Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»
  • Глинка М. И. Струнный квартет фа мажор
  • Шопен Ф. Фортепианное трио, ор. 8
  • Шопен Ф. Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65

Эпистолярное наследие

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым. — М.: Музгиз, 1935. — 276 с. — 2 000 экз.

Память

Музей

  • Музей Балакирева — единственный музей композитора находится в Нижнем Новгороде.

Географические объекты и учреждения

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2018 года.
  • Школа искусств имени М. А. Балакирева (Москва)
  • Площадь Композитора Балакирева (Москва)
  • Переулок Балакирева (Екатеринбург)
  • Переулок Балакирева (пгт. Межуреченский)
  • Переулок Балакирева (Липецк)
  • Улица Балакирева (Владимир)
  • Улица Балакирева (Харьков)
  • Улица Балакирева (Нижний Новгород)
  • Улица Балакирева (Нижний Тагил)
  • Улица Балакирева (Ростов-на-Дону)
  • Улица Балакирева (Ставрополь)
  • Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
  • Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева
  • Переулок Балакирева (Екатеринбург)
  • Детская музыкальная школа № 11 имени М. А. Балакирева (Екатеринбург)
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный)
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Петрозаводск)
  • Детская музыкальная школа им. М. А. Балакирева г. Сарова
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева г. Волгограда
  • Детская школа искусств имени М.А.Балакирева в Санкт-Петербурге

Произведения кинематографа

  • 1950 — «Мусоргский» (исполнитель роли — В. Балашов)
  • 1969 — «На пороге» (исполнитель роли — Н. Лактионов)

  • Мемориальная доска на доме № 7 по ул. Коломенской (Санкт-Петербург).

  • Почтовая марка СССР, 1957 год.

Самолёт

В честь Милия Алексеевича Балакирева назван переданный 27 февраля 2018 года в авиакомпанию Аэрофлот Boeing 737-8LJ (регистрационный номер VP-BFB)

  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Э. Балакирев // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 1. — С. 70–71.
  3. 1 2 Балакирев, Милий Алексеевич // Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1891. — Т. IIа. — С. 782–783.
  4. Balakirev, Mili Alexeivich // 1911 Encyclopædia Britannica — 11 — New York City: 1911. — Vol. 3. — P. 234. — ISBN 0-671-76747-X
  5. Балакирев Милий Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  6. Кашкин Н. Д. Статьи о русской музыке и музыкантах. — М., 1953. — С. 143.
  7. Татьяна Сидорова. Документальный фильм — русская пятерка.
  8. По воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова ещё в 1866 году, после трёх кавказских путешествий, М. А. Балакирев «все чаще и чаще наигрывал темы для оркестровой фантазии „Тамара“». Симфоническая поэма была завершена только в 1882 году. Спустя 30 лет М. М. Фокиным был поставлен в Париже одноактный балет по этому произведению; критики единодушно отметили уникальную созвучность сюжета, музыки и хореографии.
  9. travelfoxes. Поставки в отечественные авиакомпании самолетов в феврале.. Чувствовать красоту жизни… (25 марта 2018). Дата обращения 23 декабря 2018.

> Литература

  • Балакирев. Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая. — Л., 1967.

Милий Алексеевич Балакирев в Викитеке

Милий Алексеевич Балакирев на Викискладе

Милий Алексеевич Балакирев в Викиновостях

  • Биография
  • Сайт о жизни и творчестве композитора
  • Милий Алексеевич Балакирев: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Ноты Романсов и других произведений Балакирева бесплатно

Фото, видео и аудио

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BIBSYS: 90804371 · BNC: a19158488 · BNE: XX1592870 · BNF: 13891081w · CONOR: 298430563 · GND: 118652036 · ISNI: 0000 0001 1065 759X · LCCN: n50041167 · LNB: 000035665 · NDL: 01068436 · NKC: jn19981000189 · NLR: RUNLRAUTH7754521 · NTA: 070308047 · NUKAT: n97039732 · РГБ: 000033162 · LIBRIS: 206437 · SUDOC: 103829156 · VIAF: 61730949 · WorldCat VIAF: 61730949

Милий Алексеевич Балакирев

Имя Милия Алексеевича Балакирева знакомо многим, оно немедленно вызывает в памяти ассоциации с «Могучей кучкой». Однако вряд ли найдется далекий от музыковедения человек, способный навскидку назвать даже одно-два его сочинения. Так сложилось, что Балакирева знают как общественного деятеля, педагога, но не как композитора. Почему же его творческая судьба осталась в тени великих современников и каково истинное значение его личности в российской культуре?

Краткую биографию Милия Балакирева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Балакирева

Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич – семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

В биографии Балакирева, как и у многих других русских композиторов можно встретить упоминания о том, что первое знакомство с музыкой вообще и фортепиано в частности происходило благодаря матери. Балакирев не исключение – Елизавета Ивановна прекрасно играла сама и научила сына основам владения инструментом, а в 10 лет отвезла его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку. Вскоре по возвращению домой она скончалась, но Милий стал обучаться у дирижера К. Эйзериха.

В 16 лет юноша выпускается из стен Нижегородского дворянского института и поступает вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Зарабатывать на жизнь ему приходилось преподаванием музыки. Не проучившись в Казани и двух лет, он возвращается домой, где начинает дирижировать оркестром К. Эйзериха, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании.

А.Д. Улыбышев, первый русский музыковед, также нижегородец, в доме которого часто проводились симфонические вечера с участием Балакирева, высоко оценил талант молодого человека. Он был вхож в музыкальные круги столицы и в 1855 году привез в Петербург 19-летнего Милия. Балакирев сразу стал выступать как пианист и познакомился с М.И. Глинкой. Это знакомство, а также сближение с критиком В. Стасовым стало судьбоносным в его жизни. Благодаря Глинке, он активно взялся за сочинение музыки, а вместе со Стасовым они стали идеологами «Могучей кучки», к которой впоследствии присоединились Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин.

Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Он активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, Чайковского, например, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Тем самым собственное сочинительство отошло на второй план. В 1862 году Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», а несколькими годами позже отказался от приглашения стать профессором Московской консерватории, считая себя недостаточно образованным для преподавания в академических стенах. С 1867 года он – дирижер концертов Императорского русского музыкального общества. Его отстранение от этой должности в 1869 году – результат и придворных интриг, и его собственного непримиримого радикализма во взглядах на музыку.

К началу 1870-х годов дороги композиторов-кучкистов разошлись, Балакирев тяжело переживал потерю влияния на своих бывших единомышленников. Он отказался от музыкальных занятий, поступил на рутинную службу на Варшавской железной дороге, ударился в религию и в минуты душевного опустошения раздумывал даже об уходе в монастырь. Только в следующем десятилетии композитор вернулся к полноценной музыкальной деятельности, вновь возглавив свою школу и приняв в 1883 году предложение стать руководителем придворной певческой капеллы. За 11 лет на этой должности он продемонстрировал свои лучшие организаторские качества – начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос. Именно с этого момента в учреждении появляется свой полноценный оркестр, существующий и сегодня.

После увольнения из капеллы Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения, перерабатывает те, что были написаны в юности. Становясь все более деспотичным и нетерпимым, он поддерживает славянофильские взгляды и осуждает революцию 1905 года, чем отталкивает от себя многих людей из ближайшего окружения. 10 мая 1910 года композитора не стало. Несмотря на то, что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры.

Интересные факты о Балакиреве

  • Симфоническую поэму «Тамара» не обошли вниманием «Русские сезоны» С.П. Дягилева, который был лично знаком с композитором. В 1912 году М. Фокин поставил одноименный балет с Тамарой Карсавиной в заглавной партии.
  • Именно Балакиревым заинтересовалась юная пианистка Н.А. Пургольд. Не встретив взаимности, девушка переключила свое внимание на Римского-Корсакова, за которого впоследствии вышла замуж. А Милий Алексеевич так никогда и не женился.
  • Балакирев был ярым противников консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях.
  • Летние месяцы композитор проводил в Гатчине – отдаленном пригороде Санкт-Петербурга.
  • После кончины императора Александра III в 1894 году Балакирев подал в отставку с поста руководителя Придворной капеллы, в том числе и потому, что не жаловал престолонаследника, Николая II, и это было взаимно. Однако у него остался неравнодушный покровитель при дворе – вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она принимала участие в судьбе композитора, отвечала на его просьбы. Так, она выделила денег для отправки на лечение в Европу больных туберкулезом племянниц Балакирева.
  • Биография Балакирева гласит, что композитор много изучал народное творчество, собирая неизвестные песни в поездках по поволжским деревням и селениям кавказских народностей – грузин, армян, чеченцев.
  • Балакирев всю жизнь был весьма небогатым человеком. Поправить свое материальное положение он смог только в годы службы в капелле. Тем не менее окружающие отмечали его щедрость и отзывчивость, он всегда приходил на помощь тем, кто к нему обращался.

  • Стараниями Балакирева в Берлине, на доме, где скончался Глинка, в 1895 году была установлена мемориальная доска. Это историческое здание снесли, на его месте построили новое, но память о русском композиторе увековечена по сей день. Новая памятная доска включает в себя изображение первоначальной, балакиревской, с надписью на русском языке.

Творчество Милия Балакирева

Первые свои произведения Балакирев написал еще будучи студентом Казанского университета. Среди них и Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин», которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой, произведя на последнего огромное впечатление. Даргомыжскому также понравился молодой музыкант, и Милий с большим воодушевлением уехал на лето в Казань поработать частным преподавателем, надеясь творить и сочинять. В его планах была и симфония, и фортепианный концерт… Но, оставаясь один на один с листом нотной бумаги, он испытывал волнение, перераставшее в депрессию. Он не был уверен в себе, он хотел быть лучшим, стать на одну ступень с Глинкой или Бетховеном, но боялся разочарования и провала. Гораздо лучше ему удавалась роль музыкального консультанта и редактора, вдохновителя своих соратников по «Могучей кучке», лишь бы не писать самому. Идеи «для себя» его быстро разочаровывали и, как следствие – отвергались. Возможно потому, что самые выигрышные сюжеты он отдавал своим ученикам-кучкистам.

Согласно биографии Балакирева в 1857 году он приступает к работе над подаренной ему Глинкой темой Увертюры на тему испанского марша. Написанная в тот же год, Увертюра через 30 лет была полностью переработана. Символично, но первым произведением, которое в 1859 году познакомило петербургскую публику с молодым композитором, стала Увертюра на темы трех русских песен. В 1861 году в Александринском театре ставился шекспировский «Король Лир», музыку к спектаклю заказали Балакиреву. В итоге у композитора получилось самостоятельное симфоническое произведение, сюжет которого в некоторых сценах не соответствовал сюжету трагедии. Но музыка эта в Александринке так и не прозвучала – Балакирев не успел ее закончить ко дню премьеры.

В 1862 году из-под пера композитора выходит симфоническая поэма «1000 лет», которая впоследствии была переименована в «Русь». Поводом к ее написанию стало открытие в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси. Эта музыка стала отображением взглядов формировавшейся «Могучей кучки», ее идеи прослеживаются в более поздних произведениях Мусоргского и Римского-Корсакова.

В 1862-63 годах композитор побывал на Кавказе и под впечатлением от поездок принялся писать симфоническую поэму «Тамара» по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова, своего любимого поэта. Работа затянулась без малого на 20 лет. Премьера произведения состоялась только в 1882 году. На восточную тему в 1869, после третьего посещения Кавказа, было написано самое технически сложное фортепианное произведение композитора «Исламей».

В 1867 году после поездки в Прагу для дирижирования концертами из произведений Глинки, Балакирев написал увертюру «В Чехии», в которой дал свою трактовку народных моравских песен. Создание Первой симфонии заняло много времени: первые наброски датируются 1860-ми, а завершение – 1887 годом. Симфония эта, безусловно, родом из времен «Могучей кучки», поскольку построение главных ее тем находит свое отражение и у Бородина, и у Римского-Корсакова. В основе произведения – мелодика народной русской и восточной музыки. Вторая симфония родилась на склоне жизни композитора, в 1908 году. В своих симфонических произведениях Балакирев ориентируется, прежде всего, на Берлиоза и Листа, однако, недостаток академического образования не позволяет ему до конца использовать все достижения стиля этих композиторов.

В 1906 году в Петербурге торжественно открывается памятник М.И. Глинке. Для этой церемонии Балакирев пишет Кантату для хора и оркестра – одну из четырех своих хоровых работ. Другое произведение, написанное к открытию памятника, на сей раз Шопена, в 1910 году – Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора. Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром – последнее крупное произведение Балакирева, которое заканчивал уже его соратник С.М. Ляпунов. Оно, как и многие сочинения для фортепиано, отличается исполнительской сложностью. Балакирев, будучи превосходным пианистом, старался в своих произведениях подчеркнуть мастерство музыканта, иногда и в ущерб мелодической ценности пьесы. Самым обширным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни – всего более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни, начиная с 1850-х годов.

   

Музыка Балакирева в кино

Как это ни печально, но за пределы узкого филармонического круга любителей русской классической музыки произведения Балакирева почти не выходят. Даже специалисты мирового кинематографа обратились к творчеству композитора всего лишь раз – в швейцарском фильме 2006 года «Витус» о юном пианисте-виртуозе, где прозвучала восточная фантазия «Исламей».

Отечественный кинематограф использовал образ Балакирева в картине 1950 года «Мусоргский», его роль сыграл Владимир Балашов.

С членами «Могучей кучки» Балакирева разделило не только время, но и то, к чему он стремился – их самобытное композиторское развитие на базе, которую он им дал. В конечном итоге, он не был только гениальным композитором или выдающимся исполнителем. Он был кем-то большим – великим русским музыкантом. Человеком, который как никто чувствовал музыку. Человеком, которого мироздание наделило даром открывать таланты. Он не написал оперу, но разве без него успешный химик Бородин создал бы своего единственного, но беспредельно гениального «Князя Игоря»? Он не смог основать собственную композиторскую школу, но разве не под его влиянием морской офицер Римский-Корсаков нашел в себе силы бросить службу и стать не только композитором, но и величайшим педагогом? Милий Алексеевич Балакирев – один из главных пассионариев русской музыки. И как большое лучше видится на расстоянии, так и сегодня его заслуги перед отечественной культурой становятся все более и более ценными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *