Фуджита художник картины

Фуджита — французский японец


Léonard Tsuguharu Foujita. Autoportrait au chat, 1927. Сollection particulière, France © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
100 лет назад японский художник Леонард Фуджита (1886-1968) достиг в Париже славы «японского Пикассо», «Эль Греко 20 века» и прочих громких титулов, а в этом году Франция и Япония вновь представляют миру творчество этого художника. В парижском Музее Майоля 50-летие с момента кончины Леонарда Фуджиты, жизнь которого была тесно связана с Францией и Парижской школой, отметили крупнейшей за последние годы выставкой. В экспозиции было представлено около ста работ художника, созданных в период с 1913 по 1931 годы. В эти «безумные» годы на Монпарнасе Фуджита провёл в окружении своих друзей — Модильяни, Цадкина, Инденбаума, Кислинга, Паскина, ван Донгена.
До середины декабря в Киото в Национальном музее современного искусства проходит большая выставка работ Фуджиты, собранных по разным музеям и частным коллекциям со всего мира. Событие небывалого размаха — вместе собрано более 120 работ, с большой помпой уже показанных в Токио летом и перевезенных в октябре в Киото.
В Москве картины художника показывали в Музее изобразительных искусств три года назад, и выставка прошла довольно тихо. Поскольку вчера исполнилось 132 года со дня рождения художника Леонарда Фуджита, или Цугихару Фудзита, японца по происхождению, полжизни прожившего во Франции, посмотрим некоторые его работы, представленные в Париже, Токио и Киото.

Léonard Tsuguharu Foujita. La Danse, 1917. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Jeune couple et animaux, 1917. Сolllection particulière, USA © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. La Vierge et trois dames, 1917. Сollection particulière, Allemagne ©Fondation Foujita / ADAGP 2018. Photo: © archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Cruci xion, vers 1920. © Fondation Foujita / ADAGP 2018. Photo: © Jean-François Peiré — DRAC Occitanie

Léonard Tsuguharu Foujita. «Chiens savants», 1922. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Femme allongée, Youki, 1923. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait d’un garçon, 1923. Сollection particulière USA © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Moïse Kisling. Portrait de Kiki, 1924. Ingres d’Arches, collection particulière, France © Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques
Кики с Монпарнаса — французская певица, актриса, художница, но прежде всего — знаменитая натурщица, модель сюрреалистов и художников Парижской школы. Её писали многие художники, в том числе Моисей Кислинг и Фуджита.

Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait de Kikou Yamata, 1926. Сollection particulière, France © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Trois femmes, 1930. Conseil départemental d’Essonne, Evry, France © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. © Maison-atelier Foujita. CD Essonne. Photographie Laurence Godart


Léonard Tsuguharu Foujita. Composition au lion, 1928. Maison-atelier Foujita, Conseil départemental de l’Essonne, © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. © Maison-atelier Foujita. CD Essonne. Photographie Laurence Godart

Léonard Tsuguharu Foujita. Petite ille au chat | Petite fille au capuchon,1929. © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2017

Léonard Tsuguharu Foujita. Les deux amies / Suzy Solidor et Yvonne de Brémond d’Ars, 1930, collection particulière © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait de Madeleine ou Femme au châle de mousseline, 1931, collection particulière, Paris © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo: © Archives artistiques

Léonard Tsuguharu Foujita. Portrait de l’artiste, 1928. Paris, Centre Pompidou © Fondation Foujita / Adagp, Paris, 2018. Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jacqueline Hyde
Фуджита родился в 1886 году в Токио, в благородном семействе, ведущем свой род от самураев, поступил учиться в Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Выпускнику была обеспечена удачная карьера на родине: он был обладателем нескольких медалей и призов, сам японский император купил одну из его работ. Но после окончания университета он отправился в Париж и сразу же стал своим среди художников Монпарнаса, собравшихся здесь со всего света и впоследствии названных художниками парижской школы.
Традиционные приёмы и техники японской графики и каллиграфии он органично соединил с уроками европейского искусства и с находками авангарда. Французскую публику и критиков покорили почти монохромные, словно светящиеся изнутри работы Фуджиты, тем более что мода на всё японское в то время ещё держалась в Европе. Вот это сочетание Востока и Запада, которое присуще его творчеству и сделало его уникальным художником.
С самого начала карьеры художнику сопутствовал успех. В Париже он стал широко известен и популярен после персональной выставки 1918 года. Леонард стал душой компании, завсегдатаем монпарнасских сборищ. Его хвалили критики, работы хорошо покупались. Он путешествовал, жил и выставлялся в Латинской Америке и в Европе, в 1941 году вернулся на родину в Японию и работал 9 лет на Министерство военно-морских дел Японии как настоящий пропагандист. В конце концов он возвратился в Париж, где принял католичество и занялся религиозной живописью. Умер Фуджита в Цюрихе, в возрасте 81 год и был захоронен в городском соборе Реймса, часовню которого он расписал в 1966 году. Сейчас храм называют «Часовня Фуджиты». За два года до смерти живописец принял католицизм.
Фуджита был не только живописцем и графиком, но и керамистом, фотографом, модельером, иллюстратором. В 1930 году совместно с американским поэтом и прозаиком Майклом Джозефом он издал удивительную «Книгу кошек» — 500 экземпляров с двадцатью графическими котопортретами, выполненными в уникальной технике на особой бумаге и подписанными автором.
Он создал и выработал действительно свой, узнаваемый стиль, в котором он соединил манеру, технику и приёмы, которые взял из классической японской живописи. Они действительно больше похожи на рисунки, чем на живопись. У него довольно монохромная цветовая гамма, в которой очень много белого цвета, узнаваемые приёмы. Он всегда очень внимательно относился к изображению интерьеров и пейзажей, особенно городских пейзажей.

Подробнее о художнике Леонарде Фуджита можно почитать:

Художник Tsuguharu Foujita. Монсеньор Глициниевых Полей

«Я знал, что я буду первым живописцем в Японии,
но я мечтал быть первым живописцем в Париже»
Foujita,Токио
Париж. В 20-30 годы прошлого века он стал центром притяжения художников всего мира. Если перенестись в то время на юге Парижа в районе Монпарнас можно было встретить от Пикассо до Модильяни, Паскена, Сутина и всех тех художников, которых впоследствии назовут представителями Парижской школы. Был среди них совершенно экзотический экземпляр – молодой японский самурай в несуразных круглых очках и с нелепой челкой на лбу.

Foujita Tsuguharu (藤田 嗣治) родился 27 ноября 1886 года в Токио в знатной семье, ведущей свой род от самураев. Сын генерала Tsuguakira Fujita, доктора японской императорской армии, его мама умерла в 1891 году. Fujita не единственный ребенок в семье — есть старший брат и две сестры.
В 1912 году Фуджита едет в Лондон, где знакомится с европейским искусством, а в 1913 году уговаривает отца позволить ему переехать в Париж.
В 1910 году закончил Национальный университет изящных искусств и музыки в Токио. К этому времени он не просто выпускник, а довольно успешный художник — обладатель нескольких медалей и призов, и карьера придворного живописца на Востоке ему обеспечена, но его влекли другие горизонты.
Foujita сумел объединить Восток и Запад с тонкостью и деликатностью. Графизм, четкая прорисовка мелких деталей, нередко символических, светлый колорит с переливами «молочных» и перламутровых оттенков — эти стилевые особенности привлекли великосветскую публику, не последнюю роль сыграло и типичное для того времени увлечение «японизмом».
Художник был на самом деле удивительно изобретательный, не только в вопросах стиля, но и техники. Он экспериментировал с акварелью, изобретая уникальную смесь из толченых устричных раковин и играя цветовой палитрой, которая до сих пор не разгадана. Объединил технику гравюры эпохи Эдо, укие-э с приемами европейского модернизма, сохраняя шелковистную извилистую линию. Именно эта беспрерывная чернильная линия, очерчивающая силуэты его фигур и растворяющаяся в легкой дымке внутри контура, придавала фигурам Фужиты жемчужное свечение и непередаваемое изящество, чистоту и легкость, покорявшую публику с первого взгляда.
В то время как большинство художников отдавали предпочтение яркости и декоративности рисунка, работали локальными цветами и широкими мазками, палитра Фужиты была практически монохромной, похожей на гризайль своими мельчайшими и тончайшими пастельными оттенками. Это использование разных тонов белого было сродни откровению для людей, привыкших к окружающей цветовой какофонии.
В годы Второй мировой войны Фужита живет в Японии, служит военным художником. Во Францию он вернулся в 1950 году, в 1959 принимает католичество, и в его творчестве возникает религиозная тема. И новая техника — он начинает заниматься фреской. В 1960-х он расписывает часовню Богоматери в Реймсе, получившую название «Часовня Фужиты».
Foujita Tsuguharu умер от рака в Цюрихе в 1968 году, в 2003 году его останки были перезахоронены в «Часовне Фужиты».
Во времена Парижской школы он был одним из самых финансово успешных ее представителей. До 2008 года — самым дорогим японским художником.
Все его лучшие аукционные результаты относятся к 1989–1990 годам. Несмотря на то, что с 1999 года цены на работы художника не поднимались выше 950 тысяч долларов, непроданными его работы остаются крайне редко и в наши дни.

(Кликабельны)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *