Д гиллеспи

Содержание

Культовая фигура в истории джаза, известная во всем мире не только поклонникам жанра, но и любителям других стилей. Музыкант, узнаваемый по своим больших размеров щекам и фирменному звучанию трубы, изогнутой под углом в 45 градусов, Джон Биркс Гиллеспи, более известный как Диззи (Dizzy Gillespie), родился 24 октября 1917 года в Южной Калифорнии.

Джон, самый младший из девяти детей, рос в музыкальной семье и начал играть на пианино в 4 года, тромбон и трубу будущий великий джазмен взял в руки в 12 лет. Он демонстрировал невероятный музыкальный талант и в 15 поступил в институт в Северной Калифорнии (North Carolina’s Laurinburg). И не смотря на это, на протяжении всей учебы Гиллеспи был очень требователен сам к себе.

В конце 1930-х годов, в расцвет эры свинга, Джон Гиллеспи начал выступать в престижных биг-бэндах, чтобы заслужить репутацию восходящей звезды. За свой «вольный» стиль игры Джон получил прозвище Dizzy, что на английской значит «головокружительный». К 1939 году он играл с Кэбом Кэллоуэем (Cab Calloway) – одним из самых успешных бэнд-лидеров того времени. Так продолжалось до 1941. И что примечательно, что вес записи за этот период сделаны с музыкантами, которые оказали значительное влияние на творчество Гиллеспи в следующем карьерном этапе. В их числе саксофонист Чарли «Пташка» Паркер (Charlie «Bird» Parker) и пианист Телониус Монк (Thelonious Monk).

Диззи Гиллеспи входит в 5 лучших джазовых музыкантов

В начале 40-х Диззи Гиллеспи играл на вечерних джем-сейшнах в нью-йоркских джаз-клубах с Паркером и Монком. Это трио стало родоначальниками нового ответвления в джазе – бибопа. Во время Второй Мировой войны со студийной работой возникли сложности из-за запрета на запись Союза музыкантов, и по этой причине первые коммерческие пластинки так и не увидели свет. В послевоенное время народ вночь охватила мода на джаз, и тогда репутация Гиллеспи окончательно закрепилась на международном уровне.

Читайте воспоминания Артуро Сандовала: «Гиллеспи изменил мою жизнь»

За время cвоей карьеры Диззи Гиллеспи записал более 60 альбомов в качестве бэнд-лидера и около дюжины в сотрудничестве с Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), Куинси Джонсом (Quincy Jones) и несколькими другими джазовыми знаменитостями. В более поздние годы Гиллеспи гастролировал и появился на записи Стиви Уандера (Stevie Wonder) Do I Do в 1982 году.

Диззи был по натуре открытым человеком, поэтому часто принимал приглашения участвовать в съемках на телевидении. Так, его однажды пригласили в эпизод детского телешоу «Улица Сезам». Трубач появляется в 413 серии. По сюжету Статлер болен, и Уолдорф решает пригласить на концерт свою жену Асторию. В это время приезжает инспектор ЛаБреа, чтобы убедиться, что уровень шума на представлении не превышает нормы. ЛаБреа говорит Кермиту убавить звук, но тот в свою очередь, как может, отвлекает инспектора, пока Диззи Заканчивает свое выступление. В итоге конфликт разрешается сам собой, так как инспектор оказывается большим поклонником музыканта. Он присоединяется к Диззи, чтобы доиграть композицию на саксофоне. Другими гостями этого популярного в России в 1990-е годы кукольного представления становились Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand) и Лина Хорн (Lena Horne).

Не только отцом бибопа был Гиллеспи – музыкант стоял у истоков рождения фьюжна и проникновения афро-кубинских ритмов в джаз в сороковые. Диззи Гиллеспи умер 6 января 1993 года в возрасте 75 лет от рака поджелудочной железы.

Узнайте историю трубы Диззи Гиллеспи – знаменитые музыкальные инструменты

Гиллеспи, Диззи

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гиллеспи.

Диззи Гиллеспи
Dizzy Gillespie


Фото Карла ван Вехтена, 2 декабря 1955 год.

Основная информация

Имя при рождении

англ. John Birks Gillespie

Полное имя

Джон Биркс «Диззи» Гиллеспи

Дата рождения

21 октября 1917

Место рождения

Чироу, Южная Каролина, США

Дата смерти

6 января 1993 (75 лет)

Место смерти

Энглвуд, Нью-Джерси, США

Похоронен

  • Флашинг (кладбище)

Страна

США США

Профессии

музыкант

Годы активности

1935 — наст. время

Инструменты

труба

Жанры

джаз, бибоп

Псевдонимы

Диззи

Лейблы

Pablo Records, RCA Records, Savoy Records, Verve Records и Capitol Records

Награды

dizzygillespie.org

Аудио, фото, видео на Викискладе

Диззи Гиллеспи в 1991 годуДиззи Гиллеспи в 1988 годуДиззи Гиллеспи в 1978 году

Диззи Гиллеспи (англ. Dizzy Gillespie; настоящее имя Джон Биркс Гиллеспи, англ. John Birks Gillespie, 21 октября 1917, Чироу, Южная Каролина — 6 января 1993, Энглвуд, Нью-Джерси) — джазовый трубач-виртуоз, вокалист, композитор, аранжировщик, руководитель ансамблей и оркестров, родоначальник современного импровизационного джаза (вместе с Чарли Паркером основал стиль бибоп).

Биография

Ранние годы

Джон Гиллеспи был девятым и последним ребёнком миссис Лотти Гиллеспи. Его семья жила скромно, но в достатке. Рано познакомился с музыкой благодаря присутствию в доме нескольких музыкальных инструментов его отца-каменщика, который по совместительству был лидером местного бэнда. Обнаружив незаурядные музыкальные способности, уже в раннем детстве освоил различные музыкальные инструменты. Прозвище «Диззи» (головокружительный, ошеломляющий), получил ещё в детстве за склонность к озорным проделкам и эксцентрическим выходкам, шокирующим окружающих. После смерти отца в 1927 году был принят (заслужив право на стипендию) в Лоринбургский институт (Северная Каролина) — негритянский общеобразовательный колледж, где обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии. Затем, самостоятельно овладевает трубой (от игры на которой приходит в восторг), фортепиано и ударными инструментами. С 15 лет полностью переходит к игре на трубе. В годы учёбы выступает в ученическом оркестре колледжа. В 1935 году из-за переезда матери в Филадельфию, Джон временно прерывает свои занятия на несколько месяцев. Диплом об окончании Лоринбургского колледжа получает в 1937 году.

Начало карьеры

Профессиональную деятельность начинает ещё в филадельфийских клубах. Там он начинает работать в местном бэнде Фрэнка Фейрфакса как 3-й трубач (вместе с Чарли Шэверсом и Карлом «Бама» Уориком), — подражая своему кумиру Рою Элдриджу. В 1937 году переезжает в Нью-Йорк и, успешно пройдя прослушивание, несмотря на оригинальное поведение (явился одетым в пальто, перчатки и при этом виртуозно импровизировал), поступает в гарлемский оркестр Тедди Хилла, работавший в «Savoy Ballroom». В этом оркестре Гиллеспи как раз и становится преемником Роя Элдриджа, который, незадолго до этого, переходит в оркестр Флетчера Хендерсона. Шутовским поведением (накануне предстоящих летних европейских гастролей) быстро восстанавливает против себя оркестрантов и они требуют его увольнения. Хиллу удается уладить конфликт, и Гиллеспи с успехом гастролирует с оркестром в Англии и Франции, по-прежнему являясь третьим трубачом бэнда. За довольно короткий срок он начинает играть некоторые партии первой трубы, и уже больше учит других музыкантов, чем учится сам. Сотрудничество с Тедди Хиллом продолжалось вплоть до роспуска оркестра в 1939 году.

По возвращении в США участвует в культурной программе Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), в течение двух месяцев сотрудничая с пианистом Эдгаром Хейсом.

С конца 1939 года по сентябрь 1941 играет в оркестре певца Кэба Кэллоуэя. В этот период (9 мая 1940 года) — незадолго до гастролей в Канаде — женится на танцовщице Лоррейн Уиллис, которая выступала тогда в гарлемском театре «Apollo». Отношения в новом оркестре также не заладились. Музыканты оркестра не желали мириться с его насмешками над их профессионализмом и не понимали его экспериментов (сам Кэллоуэй называл его игру «китайской музыкой»). Во время одного из концертов дело дошло до драки за сценой с руководителем бэнда (Диззи нанес несколько ранений Кэллоуэю), после чего был со скандалом уволен из оркестра.

В это время Гиллеспи уже завоевывает известность благодаря своей «головокружительной» пассажной технике (прозвище «Диззи» приобретает новый смысл) и непривычному для поклонников свинга музицированию — нервозно-импульсивному, взрывчатому, с поворотами и изломами мелодии, неожиданными акцентами и паузами, усложненной гармонической структурой.

В дальнейшем выступает с оркестрами Джона Мерсера, Дюка Эллингтона и Эллы Фицджеральд, зимой 1941-42 играет у Бенни Картера, затем у Чарли Барнета, Леса Хайта, Кэлвина Джексона и Лакки Миллиндера. Занимается аранжировкой, выполняет заказы для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и других. Параллельно с этим участвует вместе с молодыми энтузиастами зарождающегося боп-движения (Чарли Паркером, Телониусом Монком, Кенни Кларком, Чарли Крисченом, Карлом Уориком) в знаменитых джем-сэйшн в гарлемском клубе «Minton’s Playhouse», открывших собой новый этап в развитии джазовой музыки — эру модерн-джаза.

Собственный коллектив

Летом 1942 года Диззи Гиллеспи создает в Филадельфии квартет — первый в истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант Стэн Леви. В конце того же года Гиллеспи входит в состав оркестра Эрла Хайнса, где была необычайно высокая концентрация ещё никому не известных сторонников нарождающегося стиля бибоп (Чарли Паркер, Бенни Харрис, Бенни Грин, Уорделл Грэй, Сара Вон, Билли Экстайн), стремящихся к обновлению традиционного музыкального языка джаза. После распада оркестра Хайнса, Диззи Гиллеспи играет в комбо Коулмена Хокинса и затем около 3 недель в оркестре Дюка Эллингтона. В последующий период Гиллеспи работает со своим составом, где продолжает активно разрабатывать стилистику бибопа. В 1944 году работает в оркестрах Джона Кирби и Билли Экстайна, в 1945 году — выступает с квинтетом Чарли Паркера (с которым познакомился в 1940 году в Канзас-сити), а затем Диззи создает биг-бэнд, с которым гастролирует в южных штатах. В 1946 году Диззи Гиллеспи обновляет состав своего оркестра, добавляет в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), подчеркивая таким образом афроамериканские корни джаза (эту музыку принято называть афро-кубинской). В композициях и аранжировках оркестра упор делается не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов, таких, как Милт Джексон, Рэй Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонзалес). В 1946-48 оркестр несколько раз гастролирует в Европе.

29 сентября 1947 биг-бэнд Диззи Гиллеспи выступил в Карнеги-холл с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали «Toccata For Trumpet And Orchestra» Джона Льюиса, «Good Bait» Тэда Дамерона и сюита Джорджа Рассела «Cubana Be, Cubana Bop».

Концертные выступления

В 1950 году оркестр прекращает своё существование, и Гиллеспи переключается на игру в комбо-составах, выступает с квинтетом, регулярно записывает пластинки (с 1951 у него своя фирма грамзаписи). Выступает в концертах «Джаз в Филармонии», организованных продюсером Норманом Гранцем (его партнёрами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спан и другие) и на джазовых фестивалях в Париже, Каннах, Варшаве, Ньюпорте и других. В 1956 году совместно с Куинси Джонсоном (при поддержке Госдепартамента США) организует ещё один биг-бэнд, с которым гастролирует в Югославии, Греции, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Преподает в джазовой школе в Ленноксе.

Диззи Гиллеспи был пионером латин-джаза: именно в его биг-бэнде 1946-50 гг. играл знаменитый перкуссионист Чано Посо, благодаря которому впервые систематически зазвучало соединение джазовой оркестровки, бибоповой импровизации и афро-кубинских ритмов (пьеса «Manteca» и другие).

В 1960 г. в состав квинтета Гиллеспи вошёл аргентинский пианист и композитор Лало Шифрин, с которым Гиллеспи познакомился в 1956 г.

Ещё в 1961 году журнал Down Beat выбирает Гиллеспи в символический «Пантеон славы».

В 1964 году Диззи Гиллеспи сам себя выдвигает кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в «Блюзовый дом», назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а генеральным прокурором США главу «Организации афроамериканского единства» Малькольма Икс, директором Центрального разведывательного управления — трубача Майлза Дэвиса, а слепого певца Рэя Чарльза — директором Библиотеки Конгресса.

С середине 60-х периодически собирает оркестр «Reunion Big Band». Параллельно постоянно играя в малых группах, выступал на многих фестивалях, три раза представляя джаз в Белом доме.

В 1970 году Диззи Гиллеспи принимает Веру Бахаи, цель которой — единство всех людей без различения рас и народов. Роль Диззи в Вере Бахаи была настолько значительной, что в нью-йоркском New York Baha’i Center до сих пор проводятся джазовые концерты в его честь.

В 70-е годы входил в различные звёздные составы. В конце 70-х стал почётным доктором нескольких университетов.

В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничает с молодыми коллегами, которых по праву считает своими учениками — с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем или Уинтоном Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи исполняемые биг-бэндом — Night In Tunisia, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie. В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Беркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.

В 1990 году он единственный раз в жизни выступает в СССР (в Государственном концертном зале «Россия»).

Последние годы и смерть

Диззи Гиллеспи выступил в самом престижном концертном зале США, нью-йоркском Карнеги-Холле, 32 раза. Назначено было и его 33-е выступление — в день его 75-летия, однако из-за болезни Диззи выступить не смог. В этот день вместо него выступили его друзья и ученики (многолетний партнер по малым ансамблям и биг-бэндам, саксофонист и флейтист Джеймс Муди; трубач Джон Фэддис; кубинский саксофонист и аранжировщик Пакито Д’Ривера и многие другие музыканты).

Умер от рака поджелудочной железы ночью 6 января 1993 года и был похоронен на кладбище Флашинг в нью-йоркском районе Куинс. Согласно его воле, было две похоронные церемонии: одна — по обряду Бахаи, другая, открытая для широкой публики, — в принадлежащем епископальной церкви соборе Св. Апостола Иоанна Богослова.

Творчество

Мастер бибопа

Портрет Диззи Гиллеспи работы Карла Ван Вехтена (1955)Портрет Диззи Гиллеспи работы Карла Ван Вехтена (1955)

Диззи Гиллеспи был одним из величайших трубачей XX столетия. Он виртуозно играл на трубе и превосходно импровизировал. Прожив 75 лет, он успел невероятно много: вместе с саксофонистом Чарли Паркером в 40-е произвел революцию в джазе, породив новый стиль, бибоп, ставший во второй половине века основой джазового языка; записал сотни эпохальных пьес и альбомов, вошедших в золотой фонд джаза; создал несколько малых составов и биг-бэндов, каждого из которых было бы достаточно для увековечения памяти. В течение многих десятилетий Гиллеспи олицетворял собой собирательный образ «головокружительного» джазмена, был недосягаем как джазовый виртуоз и сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений (не только трубачей). Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумену, он был одним из мастеров скэта, то есть вокально-слогового пения, законодателем новой сценической моды (экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену фракам, типичным для эпохи свинга), остроумным конферансье и часто шокировал общественность своими выходками.

Каунт Бэйси как-то сказал о нём:

  • «Гиллеспи создал 75 % современного джаза».

Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, говорил:

  • «Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».

Знаменитые берет и очки в роговой оправе Диззи, манера слогового пения (скэт), труба с изогнутым на 45 градусов раструбом и сильно надутые щёки, жизнерадостный характер — все это способствовало популяризации бибопа, не понятого поначалу слушателями джаза и подвергшегося сильной критике многими специалистами джаза и музыкантами.

По поводу изогнутой трубы известный джазовый критик Леонард Фезер писал:

  • «… случай произошел на вечеринке, устроенной в честь дня рождения Лоррейн в январе 1954 года в баре „Snooki“ на 44-й улице. Гиллеспи оставил свою трубу на подставке для инструментов, но кто-то из танцоров свалился на неё и при этом погнул трубу, так что её раструб оказался направленным вверх.»

Новое звучание, которое изгиб придал инструменту, понравилось Гиллеспи, и с тех пор он играл только на гнутой трубе.

Очень много было сказано и написано о неподражаемых щеках Диззи Гиллеспи. Интересно, что на ранних фотографиях (в 30-е годы), где Диззи Гиллеспи в родном городе Чироу запечатлён с заезжими биг-бэндами, его щёки имеют вполне обычный, правильный вид. Раздуваться они начинают только к концу десятилетия, после переезда Диззи на восточное побережье — сначала в Филадельфию, а потом и в Нью-Йорк. Объяснение этому дает Барнхарт (музыкант, профессор по классу трубы и солист оркестра имени Каунта Бэйси):

  • «… в то время, когда Диззи с Чарли Паркером и другими начал устраивать джем-сешны на всю ночь, когда они создавали эту новую музыку — бибоп, он играл часами, много часов подряд, чаще всего соревнуясь с выходящими на сцену музыкантами, пытаясь их „зарезать“. Он никак не мог позволить себе поддаться усталости и заставлял себя продолжать, когда другие трубачи уже выходили из строя — то есть когда и его мышцы уже начинали сдавать. Чтобы не уступать саксофонистам, Гиллеспи опирался на свои щёки; в саксофон можно дуть хоть пять часов, усталость при этом не сравнима с усталостью человека, играющего на трубе. Губы трубача во время игры, вибрируя, ударяются о жесткий мундштук, в то время как саксофонист имеет дело с довольно мягкой тростью. Когда мышцы, составляющие амбушюр, устают … щёки неизбежно начинают компенсировать недостаток поддержки на губах, раздуваясь сильнее, чем обычно. Именно это и случилось с Гиллеспи. А не смеялись над ним, над его странным видом, по одной простой причине — никто в мире не потянул бы играть на трубе так и в таких количествах, как играл он в сороковых годах. Музыканты, критики, слушатели — всех их он заставил сосредоточиться на том, что он играл, а не на том, как он при этом выглядел. Мышцы щёк он использовал для того, чтобы дополнить выдох от диафрагмы. Да, щёки раздувались, но он не терял контроля над потоком воздуха».

Кроме того, истинной сенсацией в мире джаза было использование Гиллеспи элементов афро-кубинского музыкального наследия, примером чему в частности служит выдающаяся обработка песни Mas Que Nada. Под влиянием афро-кубинских барабанов — бонго и конги — Диззи Гиллеспи значительно усложнил ритмическую структуру джаза и внедрил в биг-бэнд пульсирующее звучание. Однако, помимо экзотических для того времени афрокубинских нововведений, фурор в мире больших оркестров произвело новое звучание бибопа в исполнении биг-бэнда Диззи Гиллеспи. Радикально новый бибоп отразился в композиции «Cubana Be Cubana Bop», написанной Джорджем Расселом, в будущем дирижёром и теоретиком. В дальнейшем Диззи Гиллеспи открыл миру целую плеяду композиторов и аранжировщиков, среди которых Гил Фалле, Джон Льюис, Чикко О’Фэррил и Тэд Дамерон. Оркестр Гиллеспи того времени, предвосхитил «гибкость звучания» современных биг-бэндов.

Избранная дискография

Избранные DVD

Ссылки

  • Диззи Гиллеспи на jazz-jazz.ru
  • Энциклопедический справочник «Джаз. XX век» (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
Члены Зала славы джаза по версии журнала DownBeat
По версии читателей/По версии критиков
  • 1952: Луи Армстронг
  • 1953: Глен Миллер
  • 1954: Стэн Кентон
  • 1955: Чарли Паркер
  • 1956: Дюк Эллингтон
  • 1957: Бенни Гудмен
  • 1958: Каунт Бэйси
  • 1959: Лестер Янг
  • 1960: Диззи Гиллеспи
  • 1961: Билли Холидей/Коулмен Хокинс
  • 1962: Майлз Дэвис/Бикс Байдербек
  • 1963: Телониус Монк/Джелли Ролл Мортон
  • 1964: Эрик Долфи/Арт Тэйтум
  • 1965: Джон Колтрейн/Эрл Хайнс
  • 1966: Бад Пауэлл/Чарли Крисчен
  • 1967: Билли Стрэйхорн/Бесси Смит
  • 1968: Уэс Монтгомери/Сидней Беше & Фэтс Уоллер
  • 1969: Орнетт Коулман/Пи Ви Рассел & Джек Тигарден
  • 1970: Джими Хендрикс/Джонни Ходжес
  • 1971: Чарльз Мингус/Рой Элдридж & Джанго Рейнхардт
  • 1972: Джин Крупа/Клиффорд Браун
  • 1973: Сонни Роллинз/Флетчер Хендерсон
  • 1974: Бадди Рич/Бен Уэбстер
  • 1975: Кэннонболл Эддерли/Сесил Тэйлор
  • 1976: Вуди Герман/Кинг Оливер
  • 1977: Пол Дезмонд/Бенни Картер
  • 1978: Джо Венути/Роланд Кёрк
  • 1979: Элла Фитцджеральд/Ленни Тристано
  • 1980: Декстер Гордон/Макс Роуч
  • 1981: Арт Блэйки/Билл Эванс
  • 1982: Арт Пеппер/Фэтс Наварро
  • 1983: Стефан Граппелли/Альберт Эйлер
  • 1984: Оскар Питерсон/Sun Ra
  • 1985: Сара Воан/Зут Симс
  • 1986: Стэн Гетц/Гил Эванс
  • 1987: Лайонель Хэмптон/Джонни Додс, Тад Джонс, Тедди Уилсон
  • 1988: Джако Пасториус/Кенни Кларк
  • 1989: Вуди Шау/Чет Бейкер
  • 1990: Ред Родни/Мэри Лу Уильямс
  • 1991: Ли Морган/Джон Картер
  • 1992: Мейнард Фергюсон/Джеймс Джонсон
  • 1993: Джерри Маллигэн/Эд Блэквелл
  • 1994: Дейв Брубек/Фрэнк Заппа
  • 1995: Джей Джей Джонсон/Джулиус Хэмпхилл
  • 1996: Хорас Сильвер/Арти Шоу
  • 1997: Нэт Кинг Коул/Тони Уильямс
  • 1998: Фрэнк Синатра/Элвин Джонс
  • 1999: Милт Джексон/Бетти Картер
  • 2000: Кларк Терри/Лестер Боуи
  • 2001: Джо Хендерсон/Милт Хинтон
  • 2002: Антониу Карлос Жобин/Джон Льюис
  • 2003: Рэй Браун/Уэйн Шортер
  • 2004: Маккой Тайнер/Рой Хайнс
  • 2005: Херби Хэнкок/Стив Лэйси
  • 2006: Джимми Смит/Джеки Маклин
  • 2007: Майкл Брекер/Эндрю Хилл
  • 2008: Кит Джарретт/Джо Завинул
  • 2009: Фредди Хаббард/Хэнк Джонс
  • 2010: Мухал Ричард Абрамс/Чик Кориа
  • 2011: Ахмад Джамал/Эбби Линкольн
  • 2012: Рон Картер/Пол Мотиан
  • 2013: Пат Мэтини/Чарли Хейден
  • 2014: Би Би Кинг/Джим Холл
  • 2015: Тони Беннетт/Ли Кониц
  • 2016: Фил Вудс/Рэнди Вестон
  • 2017: Уинтон Марсалис/Дон Черри
  • 2018: Рэй Чарльз/Бенни Голсон

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BIBSYS: 90315001 · BNE: XX1469231 · BNF: 138944733 · CONOR: 30508899 · GND: 118694960 · GTAA: 102795 · ISNI: 0000 0001 0918 1520 · LCCN: n50033872 · LNB: 000068255 · NDL: 00620733 · NKC: ola2002157383 · NLA: 35124840 · NSK: 000068664 · NTA: 072062746 · NUKAT: n2006099034 · PTBNP: 1300019 · LIBRIS: 209881 · SUDOC: 026891441 · VIAF: 77110276 · ULAN: 500330863 · WorldCat VIAF: 77110276

Диззи – головокружительный

Джон Биркс Гиллеспи был самым младшим, девятым ребенком в семье. В простой рабочей семье было множество музыкальных инструментов: папа будущего музыканта и композитора, работая простым каменщиком, всё свободное время отдавал музыке, был звездой местного ансамбля.

Маленький Джон увлечённо извлекал звуки из всех инструментов, до которых мог дотянуться. Но свое второе имя «Диззи» мальчик заслужил тогда не из-за виртуозного владения музыкальными инструментами, а за свои шалости и проказы, от которых у любого могла закружиться голова.

Впрочем, музыкальный дар юного Диззи тоже не мог никого оставить равнодушным. В 10 лет он стал студентом Лоринбургского института – общеобразовательного колледжа для темнокожих детей. Здесь Гиллеспи учился играть на тромбоне, посещал занятия по теории и гармонике. Но любимым инструментом Джона стала труба, игре на которой он учился самостоятельно. Уже к 15 годам он понял: именно на этом музыкальном инструменте он готов играть постоянно, извлекая всё новые и новые звуки, совершенствуя собственное мастерство. Во время учёбы он становится участником оркестра колледжа. А вот получение диплома об образовании ему пришлось отложить на несколько месяцев из-за переезда мамы из Южной Каролины в Филадельфию.

Первые шаги в искусстве

В ночных клубах Филадельфии Диззи Гиллеспи начинал свою музыкальную карьеру, выступая в качестве третьего трубача бэнда Фрэнка Фейрфакса. Перебравшись в Нью-Йорк стал участником гарлемского оркестра Тедди Хилла. На прослушивании он эпатировал комиссию, явившись в непривычных для музыкантов пальто и перчатках. Если бы не его виртуозное владение инструментом, возможно, Тедди Хилл отказал бы ему в зачислении в состав. Однако, наряду с эксцентричными манерами, кандидат продемонстрировал ещё и профессиональное мастерство, равного которому не было.

В будущем музыкант ещё неоднократно станет удивлять, а некоторых даже раздражать собственным стилем и манерой поведения. Но именно эксцентричная манера игры и станет одной из первых ступенек на пути к всемирной славе трубача, аранжировщика и композитора. Тогда же он своим слегка шутовским поведением умудрился настроить против себя, за редким исключением, всех своих коллег, которые стали требовать у руководителя увольнения Диззи. Но Тедди Хилл сумел конфликт уладить. В гастрольном туре оркестра по Европе Гиллеспи пользовался заслуженным успехом, он уже играет партии первой трубы, оставаясь третьим трубачом.

В 1939 году оркестр распался, Диззи перешёл в коллектив Кэба Кэллоуэя, а в 1940 году женился на Лоррейн Уиллис, выступавшей в гарлемском театре в качестве танцовщицы. Насмешки и розыгрыши Диззи не находили понимания среди коллег, а сам Кэллоуэй не смог понять всей глубины и таланта музыканта, с которым ему довелось работать. Дошло даже до выяснения отношений с помощью кулаков, после чего головокружительный Диззи был уволен.

Стоит отметить, что именно во время работы в коллективе Кэба Кэллоуэя Диззи стал сотрудничать и записывать композиции с музыкантами, оказавшими влияние на стиль музыканта и всю его дальнейшую карьеру.

Феномен Гиллеспи

Когда Диззи Гиллеспи играл на трубе, его шея и щёки находились в таком состоянии, будто их подключили к мощному насосу. Феномен Гиллеспи изучал учёный и пришли к выводу, что у музыканта имеется патология, называемая ларнгоцеле – воздушная киста гортани, из-за чего его шея становится раздутой и напряженной во время прохождения потока воздуха, необходимого для извлечения звуков из трубы. Однако обычно такая воздушная киста одна, у Диззи же было два воздушных мешочка, которые могли образоваться из-за непрерывного выдувания воздуха.

Растянутые щеки музыканта были отдельным явлением, которое называют ещё «болезнью стеклодува». Повторяемое сильное воздействие на мышцы растягивает и деформирует щеки. Из-за многократного нагнетания воздуха в ротовой полости лицо музыканта и приобрело подобные анатомические особенности. Они стали его визитной карточкой.

Диззи Гиллеспи прожил яркую творческую жизнь, оставив богатейшее музыкальное наследие. Он скончался в 1993 году в Нью-Джерси, от онкологического заболевания поджелудочной железы.


родилась через 70 лет после феноменального Диззи Гиллеспи, но труба стала и для неё любимым музыкальным инструментом, играть на котором она начала уже в 7 лет. Сегодня у неё разнообразнейший репертуар – она исполняет сольную, оркестровую и камерную музыку, и является сегодня одним из лучших в мире молодых трубачей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

>
Sevastopol Jazz

Гиллеспи Диззи

Подробности Категория: Звёзды джаза Опубликовано 05.02.2012 18:27 Просмотров: 97643

Диззи Гиллеспи – феноменальный американский джазовый трубач, человек с бесконечно раздувающимися щеками, вокалист, руководитель ансамблей и оркестров, композитор, аранжировщик. Один из родоначальников (вместе с Чарли Паркером) стиля бибоп. «Король 52-ой улицы», как его часто называли, был известен своим сумасбродным поведением и дикими проделками.

Биография

Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) — настоящее имя Джон Биркс Гиллеспи (John Birks Gillespie) родился 21 октября 1917 года в Чироу, штат Южная Каролина, США. Джон Гиллеспи был девятым и последним ребенком миссис Лотти Гиллеспи. Его семья жила скромно, но в достатке. Маленький Гиллеспи рано познакомился с музыкой благодаря присутствию в доме нескольких музыкальных инструментов его отца-каменщика, который по совместительству был лидером местного бэнда. Обнаружив незаурядные музыкальные способности, уже в раннем детстве освоил различные музыкальные инструменты, но в 12 лет остановил свой выбор на трубе.

Как сообщается в некоторых источниках, прозвище «Диззи» (головокружительный, ошеломляющий), получил ещё в детстве за склонность к озорным проделкам и эксцентрическим выходкам, шокирующим окружающих. Однако в своей автобиографии Гиллеспи пишет, что это прозвище произнёс впервые джазовый и ритм-энд-блюзовый пианист и органист Билл Доггет. «Пианист Билл Доггет объявил: «Этот маленький диззи-кот с юга, который носит трубу в бумажном пакете, не читает с листа!». Так появилось слово Диззи, — пишет Гиллеспи, — однако после этого случая оно не прижилось». То есть прозвище появилось ещё позже.

В 1927 году, после смерти отца, десятилетний Гиллеспи получил право на стипендию и начал обучение в Лоринбургском институте (Северная Каролина). В этом негритянском общеобразовательном колледже Джон обучался на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии, изучал теорию музыки. Затем, самостоятельно овладевает трубой (от игры на которой приходит в восторг), фортепиано и ударными инструментами. С 15 лет полностью переходит к игре на трубе. В годы учёбы выступает в ученическом оркестре колледжа.

Шут и хулиган

В 1935 вместе с матерью Джон Гиллеспи приехал в Филадельфию, обучение пришлось бросить. Он играл с разными составами и через полтора года заменил в оркестре Тэдди Хилла своего кумира — Роя Элдриджа. Шутовским поведением (накануне предстоящих летних европейских гастролей) быстро восстанавливает против себя оркестрантов и они требуют его увольнения. Хиллу удается уладить конфликт и Гиллеспи с успехом гастролирует с оркестром в Англии, Франции являясь третьим трубачом бэнда. За довольно короткий срок он начинает играть некоторые партии первой трубы, и уже больше учит других музыкантов, чем учится сам. Сотрудничество с Тедди Хиллом продолжалось вплоть до роспуска оркестра в 1939 году.

С конца 1939 года по сентябрь 1941 играет в оркестре певца Кэба Кэллоуэя. В этот период (9 мая 1940 года) — незадолго до гастролей в Канаде — женится на танцовщице Лоррейн Уиллис, которая выступала тогда в гарлемском театре «Apollo». Отношения в новом оркестре также незаладились. Музыканты оркестра не желали мириться с его насмешками над их профессионализмом и не понимали его экспериментов (сам Кэллоуэй называл его игру «китайской музыкой»). Во время одного из концертов дело дошло до драки за сценой с руководителем бэнда (Диззи нанес несколько ранений Кэллоуэю), после чего был со скандалом уволен из оркестра.

Взлёт

В это время Гиллеспи уже завоевывает известность благодаря своей «головокружительной» пассажной технике (прозвище «Диззи» приобретает новый смысл) и непривычному для поклонников свинга музицированию — нервозно-импульсивному, взрывчатому, с поворотами и изломами мелодии, неожиданными акцентами и паузами, усложненной гармонической структурой.

В дальнейшем выступает с оркестрами Мерсера Эллингтона и Эллы Фицджеральд, зимой 1941-42 играет у Бенни Картера, затем у Чарли Барнета, Леса Хайта, Кэлвина Джексона и Лакки Миллиндера. Занимается аранжировкой, выполняет заказы для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и других. Параллельно с этим участвует вместе с молодыми энтузиастами зарождающегося боп-движения (Чарли Паркером, Телониусом Монком, Кенни Кларком, Чарли Кристианом, Карлом Уориком) в знаменитых джем-сэйшн в гарлемском клубе «Minton’s Playhouse», открывших собой новый этап в развитии джазовой музыки — эру модерн-джаза.

Эра бибопа

Летом 1942 года Диззи Гиллеспи создает в Филадельфии квартет — первый в истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант Стэн Леви.

В 1944 вместе с Паркером, с которым познакомился в 1940 году в Канзас-сити, работал в бэнде Билли Экстайна (был также музыкальным руководителем оркестра).

Вместе со своими партнерами упорно утверждал новый стиль джаза — «бибоп», не связанный с танцевальной музыкой, основанный на виртуозных импровизациях солистов и нередко на весьма сложных (по тому времени), угловатых темах. Многие из них были записаны в 1945 году квинтетом Паркера-Гиллеспи (во многих случаях авторство приписывается обоим). В том же году собрал первый в истории джаза биг-бэнд в стиле «бибоп». В композициях и аранжировках упор был сделан не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов, таких, как Милт Джексон, Рэй Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонзалвес). К тому же Гиллеспи добавил в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), дабы подчеркнуть афро-американские корни джаза (эту музыку принято называть афро-кубинской). В 1946–48 оркестр несколько раз гастролировал в Европе и 29 сентября 1947 выступил в Карнеги-холле с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали Toccata For Trumpet And Orchestra Джона Льюиса, Good Bait Тэда Дамерона и сюита Джорджа Рассела Cubana Be, Cubana Bop.

После 1950 Гиллеспи выступал с квинтетом, регулярно записывал пластинки (с 1951 у него своя фирма грамзаписи), в 1953 сотрудничал с антрепризой Нормана Гранца Jazz At The Philharmonic. Его партнерами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спан и другие.

В 1955–59 вновь руководил бэндом, с которым ездил от имени Госдепартамента на гастроли в Азию, Африку и на Ближний Восток.

В 1961 году журнал Down Beat выбрал Гиллеспи в символический «Пантеон славы».

В 1962–68 собрал новый оркестр — Reunion Big Band. Параллельно постоянно играл в малых группах, выступал на многих фестивалях, три раза представлял джаз в Белом доме. В 70-е годы входил в различные звездные составы, в следующем десятилетии выступал с ансамблем, в который входили трубачи Артуро Сандовал и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничал с молодыми коллегами, которых по праву считал своими учениками — с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем или Уинтоном Марсалисом.

В конце 70-х Диззи стал почетным доктором нескольких университетов. По своему значению он считается вторым человеком в джазе после Луи Армстронга. В течение многих десятилетий он был недосягаем как джазовый виртуоз и сумел оказать влияние на многих музыкантов последующих поколений (не только трубачей).

В 70-е годы входил в различные звездные составы. В конце 70-х стал почетным доктором нескольких университетов.

Чудачества

В 1953 году его трубу случайно помяли, и у него возникла идея изготовить специальный инструмент, после чего раструб его трубы всегда был направлен вверх под углом в 45°.

В 1964 году Диззи Гиллеспи сам себя выдвигает кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в «Блюзовый дом», назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а генеральным прокурором США главу «Организации афроамериканского единства» Малькольма Икс, директором Центрального разведывательного управления — трубача Майлза Дэвиса, а слепого певца Рэя Чарльза — директором Библиотеки Конгресса.

В 1970 году Диззи Гиллеспи принимает Веру Бахаи, цель которой — единство всех людей без различения рас и народов. Роль Диззи в Вере Бахаи была настолько значительной, что в нью-йоркском New York Baha’i Center до сих пор проводятся джазовые концерты в его честь.

Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумену, он был одним из мастеров скэта, т. е. вокально-слогового пения (сам термин «бибоп» считается его выдумкой и произошел от скэта), законодателем новой сценической моды (экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену фракам, типичным для эпохи свинга), остроумным конферансье и часто шокировал общественность своими выходками.

Последние годы

В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили трубачи Артуро Сандовал и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Самые известные композиции Гиллеспи исполняемые биг-бэндом — Night In Tunisia, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie.

В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Бёркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.

Диззи Гиллеспи выступил в самом престижном концертном зале США, нью-йоркском Карнеги-Холле, 32 раза. Назначено было и его 33-е выступление — в день его 75-летия, однако из-за болезни Диззи выступить не смог. В этот день вместо него выступили его друзья и ученики (многолетний партнер по малым ансамблям и биг-бэндам, саксофонист и флейтист Джеймс Муди; трубач Джон Фэддис; кубинский саксофонист и аранжировщик Пакито Д’Ривера и многие другие музыканты.

Диззи Гиллеспи умер от рака поджелудочной железы ночью 6 января 1993 года и был похоронен на кладбище Flushing Cemetery в нью-йоркском районе Куинс. Согласно его воле, было две похоронные церемонии: одна — по обряду Бахаи, другая, открытая для широкой публики — в принадлежащем епископальной церкви соборе Св. апостола Иоанна Богослова.

Наследие

Каунт Бэйси сказал: «Гиллеспи создал 75 % современного джаза», а Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, добавил: «Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте реализовать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».

Очень много было сказано и написано о неподражаемых щеках Диззи Гиллеспи. Интересно, что на ранних фотографиях (в 30-е годы) где Диззи Гиллеспи в родном городе Чироу запечатлен с заезжими биг-бэндами, его щеки имеют вполне обычный, правильный вид. Раздуваться они начинают только к концу десятилетия, после переезда Диззи на восточное побережье — сначала в Филадельфию, а потом и в Нью-Йорк. Объяснение этому дает Барнхарт (музыкант, профессор по классу трубы и солист оркестра имени Каунта Бэйси):
«… в то время, когда Диззи с Чарли Паркером и другими начал устраивать джем-сешны на всю ночь, когда они создавали эту новую музыку — бибоп, он играл часами, много часов подряд, чаще всего соревнуясь с выходящими на сцену музыкантами, пытаясь их „зарезать“. Он никак не мог позволить себе поддаться усталости и заставлял себя продолжать, когда другие трубачи уже выходили из строя — то есть когда и его мышцы уже начинали сдавать. Чтобы не уступать саксофонистам, Гиллеспи опирался на свои щёки; в саксофон можно дуть хоть пять часов, усталость при этом не сравнима с усталостью человека, играющего на трубе. Губы трубача во время игры, вибрируя, ударяются о жесткий мундштук, в то время как саксофонист имеет дело с довольно мягкой тростью. Когда мышцы, составляющие амбушюр, устают … щёки неизбежно начинают компенсировать недостаток поддержки на губах, раздуваясь сильнее, чем обычно. Именно это и случилось с Гиллеспи. А не смеялись над ним, над его странным видом, по одной простой причине — никто в мире не потянул бы играть на трубе так и в таких количествах, как играл он в сороковых годах. Музыканты, критики, слушатели — всех их он заставил сосредоточиться на том, что он играл, а не на том, как он при этом выглядел. Мышцы щёк он использовал для того, чтобы дополнить выдох от диафрагмы. Да, щёки раздувались, но он не терял контроля над потоком воздуха».

Дискография

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *